Консультация для родителей на тему:
«Польза артикуляционной гимнастики»
Когда малыш забавно коверкает свои первые слова, родители с умилением слушают его, пересказывая «перлы» чада своим родственникам и знакомым. Конечно, это возрастное и часто проходит со временем, но не так безобидно, как может показаться.
Зачем нужна гимнастика
Дефекты речи могут серьёзно отравить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом для шуток и насмешек среди детей.
Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др. И так же, как родители развивают физические данные ребёнка физкультурой, этим органам необходима гимнастика.
Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений.
Всем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если о дефектах речи говорить пока ещё рано? Всем. Детям 2 – 4 лет она поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка. К 5 – 7 годам можно исправить уже сложившиеся нарушения. Здесь важно понять, что чем раньше вы начнете занятия, тем более вероятен положительный результат. Ближе к школьному возрасту и в начальных классах дефекты речи очень сложно и порой невозможно исправить даже с логопедом.
Иногда дети правильно произносят звуки, но из-за вялости звукопроизношения получается «каша во рту». Данное явление считается невыраженным отклонением развития речи и называется стёртой формой дизартрии.
Основные правила гимнастики
Занятия должны стать системой для вас и ребёнка, только регулярные тренировки могут дать результат. О чём ещё нужно знать:
- продолжительность проведения «зарядки для язычка» зависит от утомляемости крохи, но не более 10 минут;
- во время занятий малыш сидит перед зеркалом, чтобы видеть свой язык;
- никогда не принуждайте кроху, лучше превратите тренировки в игру;
- занятия проводятся в размеренном темпе, по 4 – 5 упражнений за сеанс;
- если малышу сложно повторить за вами артикуляционное движение, помогите ему ручкой чайной ложки;
- задача родителей следить за правильностью и плавностью выполнения действий, иначе гимнастика не имеет смысла.
Если гимнастика дается дошколёнку с большим трудом, его язык дрожит и не слушается, лучше обратиться к логопеду. Возможно, крохе необходим специальный массаж.
Виды упражнений
Артикуляционные упражнения бывают статические (язык неподвижно фиксируется в определённом положении) и динамические (участвуют все органы речевого аппарата).
Статические упражнения
При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу около 7 – 10 секунд.
«Лопатка». Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на нижнюю губу.
«Грибочек». Присасываем к нёбу язык и насколько возможно открываем рот.
«Хоботок». Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и удерживаем в течение 5 – 10 секунд.
Динамические упражнения
Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение органов речи.
«Часики». Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его кончиком тянемся к уголкам рта.
«Качели». Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу.
«Где конфетка». Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку.
«Лошадка». Фиксируем язычок, как в упражнении «грибочек», и сильно цокаем.
Как видно, движения очень просты, и выполнять их можно даже без логопеда.
Возрастные особенности детей и гимнастика
Заниматься артикуляционной гимнастикой с грудничками пока ещё рановато, а вот восьмимесячный малыш вполне способен повторить некоторые действия за взрослым: надуть щёчки, высунуть язык, произнести простые сочетания звуков. Например, можно пофыркать с малышом во время переодевания или умывания.
Для детей 2 – 3 лет
Полноценные занятия на развитие артикуляционного аппарата следует начинать с двух лет. О постановке самых проблемных звуков — шипящих, сонорных и свистящих, говорить пока рано. Поэтому главной целью работы на данном этапе является развитие слухового внимания, знакомство с силой и высотой голоса, контролирование длительности ротового вдоха, уточнение произношения звукоподражательных сочетаний (мяу-мяу, ко-ко, бум-бум).
«Шарик». Попросите малыша надуть щёчки и сдуть их. Если у него сразу не получится, легонько надавите на них. Впоследствии можно надувать щёчки поочередно.
«Угадай-ка». Приготовьте горячую и холодную воду, чайную ложку. Когда ребёнок закроет глаза, дотроньтесь прибором до губ языка и предложите угадать, в какой воде побывала ложка.
«Домик». Открывая рот (домик) малыш показывает язычок, затем снова его прячет.
«Ворота». Открыв широко рот, необходимо закрепить положение (5 – 7 секунд).
Для детей 3 – 4 лет
Цель занятий – познакомить с органами речи и их функциями (губы улыбаются, вытягиваются трубочкой; нижняя челюсть помогает открывать и закрывать рот; язык двигается вверх, вниз, по кругу, вправо и влево).
«Улыбка». Улыбнуться и удерживать это положение под счёт.
«Вкусное варенье». Попросите малыша понарошку слизать варенье с губ. Сначала с верхней, потом с нижней.
Из вышеописанных упражнений дети учатся выполнять «Лопатку», «Часики», «Качели», «Лошадку».
Игровой характер добавит артикуляционной гимнастике использование картинок, которые наглядно показывают, как выполнять упражнение, и что необходимо изобразить. Также помогут развлечь кроху веселые стихи.
Для детей 4 – 5 лет
Цель работы: закрепление старых и введение новых понятий: верхние и нижние губы, зубы; широкий и узкий язык; бугорки за зубами. К выполняемым упражнениям повышаются требования, увеличивается темп работы.
«Иголка». Открываем рот, максимально выдвигаем язычок вперед, делая его узким.
«Парус». Улыбаясь, широко открываем рот. Кончик языка упирается в бугорок за нижними зубами. Положение удерживается.
«Почистим зубки». Рот снова широко открыт, на губах улыбка. Кончиком языка совершаем движения, напоминающие чистку зубов изнутри (вправо-влево). Работает только язык, остальные органы неподвижны.
Для детей 5 – 7 лет
Улыбается ребёнок,
Хобот вытянул слонёнок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
Цель работы: дать представление о спинке языка. Выполнение изученных упражнений безупречно и доведено до автоматизма. Ребёнок без труда выполняет комплексы, в которых легко и быстро меняет положение органов. Например, услышав такой стих, малыш выполнит «хоботок», «улыбку» и домик».
К этому возрасту уже заметно, какие дефекты речи необходимо исправлять. Поэтому и упражнения подбираются индивидуально для каждого ребёнка. Немаловажно уделять внимание и развитию фонематического слуха, ведь не за горами школа, а как дитя будет писать буквы, если не умеет их различать на слух.
«Хлопни в ладоши». Взрослый называет звуки, а дошкольник хлопает в ладоши (приседает, поднимает руку), когда слышит заранее оговоренный звук. Задачу можно усложнить, произнося не звуки, а слова, в которых встречается искомый звук.
«Замени звук». Взрослый называет слово, чадо заменяет один из звуков. Например, «Замени первый звук на [р] и произнеси, что получилось: писк — ..иск».
«Вкусные» игры с пользой для речи
Дети любят играть, а еще они обожают сладости. Утомительные занятия по развитию органов речи можно разнообразить при помощи кондитерских изделий, например, палочками и леденцами.
- Втянуть мармеладку-спагетти, вытянув губы в трубочку.
- Зафиксировать палочку под носом при помощи верхней губы, как будто это усы.
- Задание то же, только теперь участвует язык и верхняя губа.
- Рот открыт, на язык кладется палочка. Цель малыша – удержать ее в равновесии.
- Леденец лежит на языке, как в чашке. Рот открыт.
- Облизывание чупа-чупса с разных сторон, по кругу.
Рекомендации учителя-дефектолога родителям на лето
В преддверии лета хотелось бы дать родителям несколько рекомендаций о том, как можно проводить время с детьми с пользой для их развития. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание.
В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Главное помнить, что основная деятельность ребенка - игра, именно в ходе игры ребенок может узнавать что-то новое или закреплять уже полученные знания. Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения».
Игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Имена», «Наоборот» (на слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий – тяжелый), «Что вокруг нас похоже на круг, квадрат, треугольник, прямоугольник?» Такие игры увлекают детей и несут много положительных эмоций, что крайне необходимо для успешного развития ребенка. Дети с удовольствием принимают участие в игре.
Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход "по делам" или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести:
- какими словами, красками можно описать время года;
- назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;
- расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных): яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое;
- что он может делать (назови как можно больше глаголов): цветок что делает? - растет, цветет, распускается, вянет и т.д.
Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка - дочка - точка - кочка…
«Найди ошибку в предложении». (В лес растут грибы. Шишки растут… ёлке.)
Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).
Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.
Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает».
Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите: «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.
Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы.
Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить: «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
Развитие моторики
* Собирать, перебирать ягоды;
* Полоть грядки;
* Выкладывать рисунки из камней, шишек, спичек, круп);
* Играть с глиной, мокрым песком;
* Искать «клад», зарытый в крупе;
* Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель);
* Бросать и ловить летающие тарелочки;
* Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
* Перебирать крупы;
* Играть с пальчиками (народные игры типа «Сорока»);
* Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
* Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
* Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
* Плести из бисера;
* Лепить из пластилина, пластика, теста.
Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого и несет развивающий характер. Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Попробуйте нарисовать, раскрасить, заштриховать героев сказки, рассказа.
Родители должны помнить:
1. Не принуждайте ребенка заниматься, заинтересуйте его. Интерес ребенка-залог успеха.
2. Занятия должны проходить в виде игры, к следующему упражнению переходить, лишь усвоив предыдущее.
3. Не ругайте ребенка за ошибки. Критика способна разрушить интерес ребенка. Помогайте ребенку исправлять ошибки, делайте все весело, вместе, без принуждений и порицания.
4. Поощряйте речевую активность ребенка, стимулировать к речи.
5. Не показывайте, что ожидали от него большего, если он что-то не смог. Главное запастись терпением и не превращать веселые игры в скучные занятия с множеством требований. Если Ваш ребенок заинтересован и делает попытки, то Вы на правильном пути.
6. Помните, что у Вас замечательный ребенок и вместе Вы способны на многое!
«Игры с прищепками: ТВОРИМ и ГОВОРИМ»
«До пяти лет ребенок – строитель самого себя из чего бы то ни было», - отмечала автор технологии саморазвития М.Монтессори. Она предлагала «утончать» детские способности в воспитывающей среде, предоставляющей материал для формирования практических умений, развития сенсорики и моторики. Причем частью такого материала могут быть повседневные домашние предметы. Очень хорошо подходят для этого обычные пластмассовые бельевые прищепки разного цвета, размера и формы.
Безусловно, главная цель использования прищепок в играх с детьми – это развитие тонких движений пальцев рук. По мнению известного исследователя детской речи М.М.Кольцовой, «..есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Таким образом в развитии речи детей, а тем более в коррекции речевых недостатков дошкольников, правомерно и необходимо применение разнообразных приемов, способствующих становлению полноценной мелкой моторики рук.
Ребенок, играя с прищепками, задействует большой и указательный палец, которые в дальнейшем берут на себя основную нагрузку при письме. При нажатии на прищепку совершается мышечное действие, схожее с движением по удержанию ручки, и прилагается аналогичное усилие. А так же в играх с прищепками у детей развивается речь и творческое воображение, формируются сенсорные и пространственные понятия.
Внимание!
Во время игры с прищепками, следите за тем, чтобы ребенок не прищемил себе пальчики или другие части тела. Нужно помнить, что развитие мелкой моторики очень важный процесс, который не нужно оставлять без внимания. Выбирайте прищепки, которые легко открываются! И не нанесут травму!
С прищепками можно экспериментировать и придумывать различные игры на ходу. Вот некоторые из них:
«Поймай жучка».
Подберите несколько разноцветных прищепок, а потом прикрепите их в разных местах комнаты - на шторах, на диване, скатерти и т.д. Скажите малышу, что к вам в гости прилетели маленькие жучки, которые решили поиграть с ним в прятки. Предложите ребенку вместе пройтись по комнате и собрать «жучков» в коробочку.
«Наряжаем елку».
Предложите малышу на время стать новогодней елкой. Как и любой праздничной елочке, ему понадобятся игрушки. Пусть мама «нарядит» елку, а малыш – снимет все прищепки.
Коробочки.
Приготовить 4 картонные коробочки, на дно приклеить кружки красного, жёлтого, зелёного и синего цвета. Подготовить прищепки таких же цветов. Попросит малыша рассортировать прищепки по цветам. Прищепки соответствующего цвета прикрепить к краю коробочки такого же цвета.
Гномики.
Берём те же 4 коробочки, в них взрослый складывает прищепки соответствующих цветов.
Жили весёлые гномики.
Каждый в своём домике.
Затем взрослый высыпает из коробочек все прищепки и перемешивает их со словами:
Пошли гулять гномики
И перепутали домики.
Вы им скорей помогите,
В домики их проводите.
Задача детей прикрепить прищепки к краям коробок, соотнося их по цвету.
Разноцветный заборчик.
Из картона вырезать небольшие прямоугольники 4 основных цветов - красный, жёлтый, зелёный и синий. Подготовить прищепки таких же цветов.
Попросить малыша построить забор - к красному картону прикрепить красные прищепки, к жёлтому - жёлтые и т.д.
Далее можно усложнить задание и попросить малыша построить разноцветный забор, чередуя прищепки двух цветов.
Солнышко
Пожалуй, самой популярной игрой с прищепками можно по праву назвать «Солнышко». В этой игре малыш должен прикрепить солнышку лучики, чтобы солнышко ярко светило. Вариантов у этой игры множество. Это и колючки для ёжика, и веточки для ёлочки, и ушки для зайчика, и крылышки для бабочки, и травка и всё-всё, на что только способна Ваша фантазия. Эта игра учит малыша открывать прищепку, отлично тренируя ловкость пальчиков и, разумеется, развивая мелкую моторику в целом.
Щип-щип
Эта игра подойдёт даже самым маленьким. Возьмите прищепку и пощипайте малыша за пальчики, за ладошку, за ножки, за животик. Такая игра не только прекрасно развивает тактильную чувствительность, но также, поможет изучить с крохой части тела.
Рыбки
Предложите малышу накормить рыбок, показав, как рыбки-прищепки открывают ротик. Попробуйте захватывать таким образом мелкие предметы — макароны, пуговицы и т. п. Эта игра отлично развивает мелкую моторику и координацию движения ручек.
Цвета
Покажите малышу картинки с изображением различных предметов. Каждый предмет должен быть определённого цвета, повторяющего цвет прищепки. Предложите малышу прикрепить прищепки к предметам по цвету.
Вешаем бельё
Натяните верёвку на уровне глаз малыша. Предложите ему повесить платочки и носочки (любые мелкие вещи, можно кукольную одежду). Это действие окажется для малыша значительно сложнее, чем простая игра в «Солнышко», ведь верёвка узкая и подвижная, а маленькая вещица так и норовит упасть с верёвки. Такая игра отлично развивает чёткую координацию движений рук и мелкую моторику.
Ладошка
Сделайте из картона ладошку без пальчиков и скажите малышу, что пальчики ушли гулять. Предложите прикрепить пальчики-прищепки. Эта игра учит малыша соотносить предметы по количеству.
Конструктор
Конечно же, грех не использовать прищепки в качестве конструктора. Из них можно смастерить самолётик, забавных человечков, бабочку, паука и много ещё всего. Эта игра очень творческая, а потому, прекрасно развивает детское воображение.
«Веселые человечки»
Из прищепок можно создать самые разные фигурки – башенки, цветочек, змейку, солнышко, елочку, домик, человечка. С ними можно играть, лечить их, кормить. Эта игра разовьет не только мелкую моторику, но и творческое мышление.
«Бусы».
Если нанизать прищепки на шнурок, то можно сделать красивые бусы. Можно усложнить задачу, если предложить крохе чередовать «бусинки» по цвету.
«Салочки»
Каждому ребенку прикрепите веревочный хвостик. Если водящий поймает кого-то из детей, то он цепляете им на хвостик прищепку. В завершении игры можно посчитать «улов»
«Слова с прищепками»
Скажите ребенку любое слово. Он должен посчитать количество слогов в них и прикрепить соответствующее число прищепок на листок картона, скатерть или шторку. Если ребенку пока трудно дается слоговая структура слова, то слоги можно вначале «прохлопать»
«Геометрические фигуры»
Прищепки – это отличный материал для изучения понятия «угол». Вырежьте из картона несколько геометрических фигур, посчитайте с ребенком количество углов, прикрепите на их место прищепки. Дальше можно посчитать количество углов у каждой фигуры, сравнить, у какой из них больше, а у какой меньше углов.
«Игры с цифрами»
С помощью прищепок можно быстро научить ребенка соотносить цифры с количеством. Возьмите несколько полосок картона, нарисуйте на них цифру и предложите крохе прицепить на них соответствующее количество прищепок
Игра "Кто что ест "
Эту игру довольно просто изготовить, при этом польза ее просто неоценима. Изготовьте круг с видами пищи для животных и прикрепите к ним изображения соответствующего животного. С обратной стороны круга должны быть подписаны названия животных – ребенок также может потренироваться в чтении. Мордочки животных распечатайте, наклейте на картон и прикрепите к прищепкам.
«Понятие величины».
Вырежьте несколько одинаковых полосок из картона, предложите ребенку прикрепить к ним прищепки. К самой длинной – нужно прикрепить 3 прищепки, к средней – 2 и к самой маленькой – 1.
«Счеты».
Возьмите веревку, нанижите на нее прищепки и прикрепите к ножкам стула. Вместе с ребенком двигайте прищепки и считайте их. Такая игра также позволит изучить понятия «лево» и «право».
«Воспитание речевого слуха»
Человек с самого рождения существует в постоянном окружении многообразных звуков. Воспринимая их, он ориентируется в среде, общается с другими людьми, обменивается опытом игровой, учебной и трудовой деятельности. В процессе слушания ребенок получает различную информацию. Во - первых, он узнаёт о чем говорится. Во- вторых, кто говорит (понять это помогают характерные индивидуальные особенности голоса каждого человека). Наконец, как говорят, т.е. с каким эмоциональным отношением.
Смысл слов, фраз и целых сообщений передаётся в устной речи с помощью комбинации звуков. Правильное произношение звуков речи является важным условием точного понимания высказывания окружающими.
В процессе восприятия детьми речи и усвоения произносительных навыков ведущая роль принадлежит слуховому анализатору, который, взаимодействуя с речедвигательным анализатором, направляет и контролирует работу речевых органов. Это взаимодействие наблюдается с самого рождения ребенка.
Через 12 часов после рождения ребенок уже способен отличить человеческую речь от других звуков и реагирует на нее едва заметными движениями. Интересно, что дети предпочитают связную речь повторению произвольного набора слогов.
Новорожденный может безошибочно отличить голос матери от голосов других людей. Прослушивание собственного голоса, записанного на магнитофон, успокаивает ребенка, когда он плачет.
Современные исследования показывают, что младенец способен уловить разницу между родным и незнакомым языком.
В последующие месяцы первого года жизни отмечается дальнейшее развитие слухового анализатора. Ребенок начинает более тонко различать звуки окружающего мира, голоса людей и отвечать на них различным образом. Однако в этом возрасте работа слухового анализатора продолжает протекать на уровне первой сигнальной системы. Те слова и фразы, которые ребенок начинает «понимать», выступают для него в недостаточно расчлененном виде и мало чем отличаются от прочих звуков, являющихся сигналами предметов и явлений окружающего мира (лай собаки, звонок будильника и т.п.). Так ребенок 6-8 месяцев уже способен правильно «отвечать» на слово «часы» указыванием на соответствующий предмет. Но такое же действие он выполняет, если произнести не часы, а похожие по звучанию слоги: ти- ть или ки- кь. Таким образом ребенок узнает слово по его ритму, общему звуковому облику. Входящие же в состав слова звуки воспринимаются еще обобщенно и потому могут быть заменены другими акустически сходными звуками.
Развитие функции слухового анализатора на втором и третьем году жизни ребенка, связанное с интенсивным формированием у него второй сигнальной системы, характеризуется постепенным переходом от обобщенного восприятия фонетической (звуковой) структуры речи ко все более дифференцированному. Если в конце первого года ребенок улавливает в речи главным образом интонацию и ритм, то на втором году жизни он начинает более точно дифференцировать звуки речи, звуковой состав слов. Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи. И по мнению известных исследователей речевого слуха детей ( Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау, Н.Х. Швачкин, Л.В. Нейман), фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным. Однако его развитие, совершенствование продолжается у взрослых. Решающим фактором развития фонематического слуха ребенка является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми.
Следует особо отметить, что формирование фонематического слуха протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляции; причем наряду с общеизвестной зависимостью артикуляции от слуха отмечается и обратная зависимость: умение произнести тот или иной звук значительно облегчает ребенку его различение на слух. Закрепление правильного звукопроизношения во многом зависит от слухового контроля. Слуховой контроль над произношением сохраняет существенное значение и после того, как оно прочно усвоено и автоматизировано. Об этом можно судить по фактам постепенного расстройства произношения при потере или резком снижении слуха даже взрослого человека. Наиболее отчетливо проявляется зависимость состояния произношения от слуха при врожденной или наступившей в раннем периоде глухоте, которая влечет за собой немоту.
Слуховое восприятие может быть активным и целенаправленным лишь при условии достаточной сформированности устойчивого и концентрированного внимания.
Очень часто в литературе можно встретить слова «развиваем», «формируем», относящиеся как к фонематическому слуху, так и к фонематическому восприятию, несмотря на то, что и здесь существует строгая градация.
Фонематический слух - это естественный звуковой анализ и его у детей мы можем только развивать.
Фонематическое восприятие - это искусственный звуковой анализ и его у детей мы можем только формировать.
В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обозначения фонематического слуха: речевой слух, фонематический слух, фонематическое восприятие.
Термин речевой слух обозначает способность различать в речевом потоке отдельные звуки речи, обеспечивающую понимание слов и их значений. Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Речевой слух представляет собой составной элемент языкового чутья. В связи с обучением чтению и письму механизм речевого слуха изменяется, так как формируется умение звукобуквенного анализа с учетом правил графики родного языка. Всё это связано с необходимостью ориентировки в морфемном составе слова и словообразования. Приемы формирования речевого слуха различны: практика восприятия на слух и говорения; фонетический анализ и синтез и пр. Термин речевой слух употребляется в методической литературе по русскому языку и методике развития речи. В психологических исследования и логопедии речевой слух называют фонематическим слухом. (Т.В. Волосовец).
Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
По определению Н.И. Жинкина фонематический слух - способность человека различать звуки речи. Само слово «способность» указывает на то, что в человеке, что- то заложено, дано как бы природой и способно к развитию.
Фонематический слух это:
1) способность опознавать звук в речевом потоке;
2) способность различать слова, состоящие из одних и тех же фонем, но расположенных в определенной последовательности (насос - сосна);
3) способность различать слова с оппозиционными фонемами, близкими по артикуляционными признаками (удочка - уточка, дуб- зуб, крыша- крыса);
4) способность различать слова, содержащие несколько оппозиционных фонем (бочка – почка - ночка).
От 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за своим произношением, умение исправлять его в некоторых случаях.
Автоматизация звуков в домашних условиях
Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большой частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому довольно часто воспитателям и логопеду приходится сталкиваться с такими вопросами, как: «Вы специалисты, поэтому ждем от вас результатов. Когда у моего ребенка пропадут дефекты речи?». Возникают подобные вопросы из-за слабого представления родителей о самом процессе обучения их ребенка, а также из-за непонимания того простого факта, что большую часть своей жизни ребенок проводит именно с родителями.
Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;· не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Сами родители должны быть готовы к достаточно длительной психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к занятиям с ним.
Особенности речи и поведения родителей при контактах с ребенком. Основными положениями, которыми следует руководствоваться родителям во время занятий, служат понятия о культуре речи, смысловой нагрузке слов и особенностях восприятия речи ребенком. Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Взрослые, окружающие ребенка, должны понимать, что умиление детским лепетом, могут привести к устойчивости неправильного навыка в произношении. Взаимосвязь с ребенком, зависит от уровня понимания ребенка и возможностей воздействия на него с целью правильной постановки речи. Основные рекомендации повышения эффективности выполнения заданий логопеда должны быть связаны, прежде всего, с постоянным комментированием родителями своих действий в присутствии ребенка с одновременной демонстрацией активного действия.
Коррекция нарушенного звукопроизношения происходит постепенно и состоит из 4этапов:
Этапы:
Первый. Подготовительный : подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию звуков. Создание установки на коррекционную работу, повышение уверенности, чувства полноценностей.
Второй .Постановка звуков :добиться правильного звучания изолированного звука.
Третий . Автоматизация звуков: добиться правильного произношения во фразовой речи.
Четвертый. Дифференциация звуков Научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Пальчиковые игры на кухне
Большую часть времени мама проводит на кухне. Она занята приготовлением пищи, а малыш крутится около нее. Посмотрев его глазами на свое кухонное хозяйство, мама может обнаружить много предметов, способных занять ребенка больше чем на пару минут. Ребенок не только поиграет, но и потренирует свои маленькие пальчики (и будет под вашим присмотром).
«Помогаю маме». Поставьте перед ребенком блюдце, на котором перемешаны горох, рис и гречка, и попросите ребенка помочь вам их перебрать.
«Волшебные макароны». Из сырых макарон разных форм и размеров (а также из вермишели, спичек) можно выкладывать на столе причудливые узоры, попутно изучая формы получившихся предметов.
«Браслет для мамы». Из тех же макарон, а также сушек, баранок и толстой нитки малыш охотно смастерит для вас браслет, бусы. Не забудьте их примерить!
«Маленький пекарь». Большинство мам сейчас слишком заняты, чтобы «заводить» пироги, но готовым тестом все пользуются охотно. Не пожалейте маленького кусочка для своего ребенка – можно слепить какие-нибудь фигурки, как из пластилина, и запечь. Вы ели когда-нибудь паровоз, или грузовик, или буквы?
«Конструктор». Если ваш ребенок очень любит строить, подарите ему пару упаковок губок для мытья посуды (они бывают разных цветов и размеров) – и у вашего ребенка будет возможность возводить поролоновые башни и дома с помощью оригинального, легкого и экономичного конструктора.
«Умелые ножницы». Дайте малышу в руки ножницы небольшого размера – и он сможет настричь вам в салат зелень, вырезать из пакетов из-под сока, коробок из-под конфет понравившиеся ему картинки (какие-то из этих картинок пригодятся, чтобы наклеить их в логопедическую тетрадь!).
«Закладка». Помните, как в детстве мы с вами делали из фантиков закладки для книжек? Начните мастерить с малышом такую закладку – и он с удовольствием включится в этот процесс. Самостоятельно сделать закладку ребенок пока не сможет, но подготавливать для нее материал (разглаживать фантики, а затем сворачивать их в узкие полоски) ему по силам.
«Сколько спичек в коробке?». Если в спичечном коробке осталось немного спичек (в пределах десяти), предложите ребенку пересчитать их, вынимая из коробка по одной (заодно он закрепит счет до десяти).
Дыхательная гимнастика в кругу семьи
1. «Дыхательная гимнастика».
Дыхание — одно из основных проявлений жизнедеятельности организма. Древние люди замечали: «Пока дышу — надеюсь». Дыхательная система занимает особое место среди других систем, обеспечивающих жизнедеятельность организма. И, в первую очередь, это связано с тем, что дыхание может меняться по нашему желанию (то есть произвольно) — глубже и реже, чаще и поверхностнее, с задержкой или ускорением дыхания. Существенную помощь в увеличении дыхательных объемов легких могут оказать специальные физические упражнения для повышения гибкости, эластичности, растяжимости грудной клетки. Эти упражнения просты, общеизвестны, но важно о них не забывать. Эта гимнастика способствует ускоренному развитию мышц, помогающих дыханию, укрепляет голосовые связки, тонизирует верхние дыхательные пути встречные противотоком воздуха, который поступает в легкие при сжатии грудной клетки:
Цель дыхательных упражнений – обеспечить полноценную работу бронхов, очистить слизистую дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру.
2. «Влияние дыхательной гимнастики на здоровье детей».
Правильное дыхание - это дыхание через нос и без шума.
Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют.
Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны. Ваша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п. Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым. Понять, что такое дыхание, поможет игра с розой и одуванчиком. Дайте ему понюхать цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Помогите почувствовать разницу. Затем дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую). Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное занятие для развития правильного дыхания. Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения или на прогулке. На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру. Не следует ставить цель выполнить все упражнения сразу. Можно выполнять несколько хорошо знакомых, постепенно дополняя их новыми, или менять, разбив по дням недели. При всей ценности и безусловной полезности дыхательных упражнений внимательно следите, чтобы у малыша не возникло гипервентиляции легких. Если Вы заметили, что его дыхание учащено, он резко побледнел или покраснел или начал жаловаться на покалывания в ногах или кистях рук, значит, Вы перестарались. В обязательном порядке прерываем занятие и делаем такое упражнение для восстановления: ладошки складываем «ковшиком», накрываем ими лицо и 2-3 раза в них дышим, медленно и глубоко. После этого, по самочувствию ребенка принимаем решение, либо продолжаем гимнастику, либо переносим занятие на завтра. Дыхательная гимнастика для ребенка может стать как приятным времяпровождением, к которому он сам будет стремиться, так и тягостным рутинным действием, от которого лишь негативные эмоции. Все в ваших руках!
3. «Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики».
1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
4. « Проведение дыхательной гимнастики».
Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:
- воздух набирать через нос;
- плечи не поднимать;
- выдох должен быть длительным и плавным;
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).
5. «Упражнения для дыхательной гимнастики».
Каша кипит.
Исходное положение (ИП): сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
Бегемотик.
(облегченный вариант предыдущего упр.) ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Часики.
ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.
Надуй шарик
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
Паровозик.
Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.
Вырасти большой. ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
Гуси летят. Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».
Бросим мяч. ИП: стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед, при выдохе длительное «у-х-х-х». Повторить 5-6 раз.
Обычно последнее упражнение перерастает в игру с мячом, пока кому-то (взрослому или ребенку) не надоест.
Воздушный шарик. ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.
Волна. ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.
ПОЛЬЗА АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.
Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика - это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
4. анятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко иЗ красиво.
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?
Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. На этом этапе ребенок должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяйте с ним все упражнения, используя карточки не менее 5-6 раз, которые помогут быстрее освоить все упражнения, к тому же по ним можно заниматься, не имея под рукой дополнительных книг.
Не забывайте выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.
Упражнения на повторение помогут отработать определённые положения органов артикуляции, необходимые для произношения звуков, которые вызывают наибольшие трудности именно у вашего ребенка.
Рекомендации к проведению упражнений:
- Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
- Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
- Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
- Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
- К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
- В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
- Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж.
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
Желаем успехов!
Автоматизация звуков в домашних условиях
Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большой частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому довольно часто воспитателям и логопеду приходится сталкиваться с такими вопросами, как: «Вы специалисты, поэтому ждем от вас результатов. Когда у моего ребенка пропадут дефекты речи?». Возникают подобные вопросы из-за слабого представления родителей о самом процессе обучения их ребенка, а также из-за непонимания того простого факта, что большую часть своей жизни ребенок проводит именно с родителями.
Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;· не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Сами родители должны быть готовы к достаточно длительной психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к занятиям с ним.
Особенности речи и поведения родителей при контактах с ребенком. Основными положениями, которыми следует руководствоваться родителям во время занятий, служат понятия о культуре речи, смысловой нагрузке слов и особенностях восприятия речи ребенком. Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Взрослые, окружающие ребенка, должны понимать, что умиление детским лепетом, могут привести к устойчивости неправильного навыка в произношении. Взаимосвязь с ребенком, зависит от уровня понимания ребенка и возможностей воздействия на него с целью правильной постановки речи. Основные рекомендации повышения эффективности выполнения заданий логопеда должны быть связаны, прежде всего, с постоянным комментированием родителями своих действий в присутствии ребенка с одновременной демонстрацией активного действия.
Коррекция нарушенного звукопроизношения происходит постепенно и состоит из 4этапов:
Этапы:Первый- Подготовительный : подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию звуков. Создание установки на коррекционную работу, повышение уверенности, чувства полноценностей.
Второй -Постановка звуков :добиться правильного звучания изолированного звука.
Третий -Автоматизация звуков: добиться правильного произношения во фразовой речи. Четвертый Дифференциация звуков Научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
«Роль семьи в воспитании речи детей"
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов. Неправильная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни. Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.
Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу… Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.
Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку. Игра - это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма. Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.
Примеры игр и игровых упражнений для развития речи детей дома:
1.«Четвёртый лишний».
Ребёнок должен назвать лишний предмет в предложенном предметном ряду и объяснить свой выбор (ваза – роза - нарцисс - гвоздика).
2. «Посчитай».
Считаем всё, что можно посчитать. Н- р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок. Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…пять красных яблок и т. д.
3.«Скажи наоборот».
Взрослый называет какое-либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
4. «Отгадай загадку».
Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще («Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).
Загадывайте детям описательные загадки. Н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)
5. «Расскажи стихотворение».
Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.
6. «Расскажи сказку».
Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
Рекомендации:
Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий:
• В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
• Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит развитие ребенка.
• Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
• Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАГАДОК В РАЗВИТИИ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Игра «Отгадай загадку»
Игра такого типа подойдет детям 3-4 лет. В загадках в сжатой форме описываются наиболее яркие признаки предметов или явлений, поэтому их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умение выделять характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей, помогают увидеть переносные значения слов, учат образному мышлению. Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, обращайте его внимание на то, что, если отгадка приводится без доказательства, возможен другой ответ. Например, «Красная девица сидит в темнице, коса на улице». Дети, как правило, быстро находят ответ на вопрос «Что это?», а вот в доказательствах затрудняются. На вопрос «Почему?» обычно отвечают: «Потому что красная». Необходимо обратить внимание детей на другие признаки, указанные в загадке. Если дети поймут, что «сидит в темнице» означает «растет в земле», тогда можно задать вопрос: «А не редис ли это? Ведь тоже в земле растет и тоже красный?». Обратите внимание малыша на то, что «в темнице сидит» именно «она», поэтому предметы мужского рода (лук, чеснок, редис) сразу отпадают. Ребенок должен усвоить: даже незначительные на первый взгляд детали играют существенную роль в доказательстве. Затем обратите внимание на то, что «она» растет на грядке: «Может быть, автор загадки имел в виду свеклу? Ведь она тоже красная». Пусть малыши порассуждают. Предложите свою версию: свекла на самом деле не красная, а темно- бурая. Объясните, что словосочетание «красная девица» имеет еще и другое значение: автор имел в виду прежде всего не цвет, а ее красоту. Те же самые наводящие вопросы можно использовать, если ребенок не знает отгадки. Так он будет учиться думать, доказательно излагать свои мысли, строить рассуждения. Младшим дошкольникам можно предложить следующие загадки.
КТО ТАКИЕ «ГУЛЕНЬКИ»?
(Использование произведений художественной литературы
в развитии речи младшего дошкольника)
Дошкольники очень восприимчивы к слову, все быстро запоминают и воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память, т. е. они запоминают все буквально, даже не желая того. Образная, богатая синонимами, эпитетами и описаниями речь у детей младшего дошкольного возраста- явление крайне редкое. А между тем овладение речью в возрасте 3-4 лет имеет ключевое значение: именно этот период наиболее сенситивен к ее усвоению.
Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. В словаре В.Даля под речью понимается «что-либо, выраженное словами, устно или на письме; предложенье, связные слова, в коих есть известный смысл. К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи малыша на самотек. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером и у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей, а уж систематические занятия по развитию речи- явление чрезвычайно редкое. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми сталкиваются родители и воспитатели, ставя задачу развития речи дошкольника с младшего возраста. Назовем наиболее типичные.
· Состоящая лишь из простых, как правило, нераспространенных предложений речь ( так называя «ситуативная речь»). Неумение грамматически правильно построить распространенное предложение. Однословные ответы на вопросы ( да, нет, хорошо, плохо).
· Лексически бедная речь, недостаточный словарный запас, неумение подобрать синоним, назвать признак предмета.
· Использование в речи сленговых слов, рекламных клише (результат просмотра телепередач, рекламных роликов), нелитературных слов и выражений.
· Неспособность грамотно сформулировать вопрос.
· Неспособность построить монолог, например сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ короткого текста своими словами.
· Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест.
· Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д..
· Плохая дикция.
Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием младших дошкольников. Особое место в этом процессе отводится использованию художественных текстов: потешек, колыбельных песен, сказок, детских стихов, пословиц и поговорок и т.д.
Известно, что художественная литература- это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок, и источник информации об окружающем мире, и необходимое условие нормального речевого развития. Поэтому, пользуя определенные формы работы с художественной литературой, родитель становится активным участником процесса речевого развития младшего дошкольника. В качестве материала для развития речи дошкольников предлагаются произведения малых жанров (колыбельные песни, потешки, поговорки, скороговорки, считалочки, загадки). Это обусловлено возрастными особенностями младших дошкольников, прежде всего свойствами их памяти, а также способностью концентрировать внимание лишь короткий период времени.
1. Чтение (или пение) колыбельных песен и потешек- читайте малышу, начиная с раннего возраста, потешки, колыбельные, прибаутки; при этом следите за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Колыбельные песни и потешки- бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек. Колыбельные и потешки обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например: котя, котенька, коток; коза, козонька и т. д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочитаний. Положительная эмоциональная окраска колыбельных и потешек делает освоение речи более успешным; повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух.
2. Знакомство с пословицами и поговорками и их активное использование в ежедневной речи- произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей, даже если с дикцией у них на первый взгляд все в порядке. У младших дошкольников еще недостаточно координировано работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, слова, торопятся, проглатывают окончания, другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Нужно помнить, что дикция вырабатывается на специальных занятиях: никто от природы не обладает идеальным произношением.
3. Знакомство со считалками и их активное использование при формировании грамотной образной речи- считалка является малым жанром детского фольклора. Кроме фольклорных считалочек существуют литературные, созданные конкретным писателем
(С. Михалков «Котята».
Э. Успенский «Тигр вышел погулять»
Л. Фадеева «Научилась я считать»
Д.Харме «Веселые чихи»
Е.Благинина «Раз- два- синева!..» и др.)
Особые способы рифмовки, а также частое использование в повседневной игровой деятельности делают считалки незаменимыми для развития речи.
Если в художественном тексте встречается незнакомое слово, необходимо объяснить его значение. Особое внимание уделяется знакомству с эпитетами, сравнениями, метафорами и другими художественно-выразительными средствами языка. Отвечая на вопросы взрослого, описывая предложенные картинки и собственные рисунки, участвуя в собственной игровой деятельности, ребенок использует средства, с которыми его познакомил взрослый.
ЛОГОРИТМИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ
Обучение правильному звукопроизношению – это одно из направлений развития речи детей 3-4 лет.
Одним из видов речевой работы является логоритмика. Она помогает соединить речь с движением, способствует развитию чувства ритма, нормализации и регулированию темпа высказывания (Э.Жак-Далькроз, В.А.Гринер, Г.А.Волкова).
Фонетическую и логопедическую ритмику с успехом используют в психотерапии как часть кинезотерапии («терапия (лечение) движением»).
Занятия ритмикой с детьми, имеющими слуховые, речевые, двигательные и интеллектуальные нарушения способствуют решению коррекционных задач.
Логоритмические занятия включают двигательные, речевые и дыхательные упражнения, пальчиковые и подвижные игры, упражнения на развитие внимания и памяти, танцы под ритмодекламацию, простую артикуляционную гимнастику, песни и стихи, сопровождающиеся движениями, упражнения на релаксацию.
Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка.
(книга М.Ю.Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет» М., 2013г.)
ТАЛАНТЫ ДЕТЕЙ – НА КОНЧИКАХ ИХ ПАЛЬЦЕВ
При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используют разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Личный контакт с каждым ребенком, атмосфера увлеченности и радости помогает детям чувствовать себя уверенно при проведении подобных упражнений.
Для того чтобы их выполнение стало увлекательной игрой, можно использовать разнообразные приемы:
Восторг вызывает создание запланированного беспорядка – разрывание цветной бумаги на мелкие кусочки, подбрасывание вверх, любование их полетом («разноцветный бумажный дождь») с последующим сбором обрывков и выполнением аппликации «Радуга»
Летом прекрасным тренажером для развития мелкой моторики является песок. Дети оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, глубоко погружают руки в чистый сухой песок, просеивают его между ладонями. Строительство дорог, туннелей, гор, мостов, рисование по мокрому песку пальцами или палочкой, выкладывание узоров из мелких камешков – увлекательное занятие.
С удовольствием дошкольники играют в «археологов» - проводят раскопки в песке. Используя палочки, щепки и
кисточки, малыши «обнаруживают» в песочнице спрятанные «клады», мелкие игрушки и т.д.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛНОЦЕННОЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых – родителей, членов семьи, педагогов дошкольного учреждения и др.) сначала механического (рефлекторного), а затем все более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние прежде всего выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение театральных представлений, выставок, концертов и т.д.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Родителям следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом. Полезно ежедневно выполнять до 3 минут дыхательные упражнения и игры.
Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.
Профилактика заболеваний ЛОР-органов: острый и хронический ринит, риносинусит, искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов и т.д. – важный компонент работы по развитию звукопроизношения дошкольников. Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, неба.
Так например: хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа, затрудняет дыхание. Со временем ребенок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению интердентального(межзубного) сигматизма и т.д.
Дыхательная гимнастика
Для профилактики и лечения этих заболеваний, а также формирования правильного носового дыхания необходимо ежедневно проводить следующую дыхательную гимнастику:
ü Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице – сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5 – 6 раз).
ü Сделать по 8 – 10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем – через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
ü Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
ü При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.
ü Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукивание по крыльям носа произнести звуки «ба-бо-бу» и «г-м-м-м».
ü Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3 – 4 раза).
ü Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук «а-а-а» (5 – 6 раз).
ü Полоскать горло 1,5%-ным раствором морской (поваренной) соли.
ПЕРЕСКАЗЫ КРУГЛЫЙ ГОД
В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она служит источником знаний об окружающем мире, средством общения и взаимопонимания людей. В связи с этим важное значение приобретает умение детей пользоваться связной речью.
Следует помнить, что темпы овладения языком у детей неодинаковы. При раннем темпе речевого развития рассказывание без специального обучения появляется в 4-5 лет. Дети пересказывают любимые сказки и самостоятельно сочиняют истории, действуя с игрушками. Нормально, если в семь лет они могут самостоятельно рассказать знакомую традиционную сказку, составить небольшое устное сочинение по картинке.
У дошкольников постепенно формируется такая форма речи, как монолог. Она возникает вследствие желания детей поделиться своими мыслями, чувствами, знаниями об окружающем мире. В отличие от диалога, монологическая речь отличается развернутостью, потому что слушателей необходимо ввести в обстоятельства событий, достичь понимания своего высказывания. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи, опирается на мышление, логическую последовательность. Чтобы монологическая речь была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные, распространенные предложения. Кроме того, речь должна быть четкой и внятной. При этом она приобретает форму короткого рассказа, в котором обязательно отражается что-то, взволновавшее рассказчика. Дошкольники, как правило, любят рассказывать знакомые сказки, пересказывать прочитанное, передавать содержание мультфильмов. Но они не всегда удерживают логику событий, путают факты и их последовательность.
В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами монологической речи: пересказом и рассказом (правда пока еще в в элементарной форме). Пересказ – это наиболее легкий тип речевой деятельности, так как дети излагают готовое содержание и пользуются готовой речевой формой. Важно, чтобы они могли осмыслить текст, передать его свободно, но с сохранением основной лексики автора. Передача событий при пересказывании происходит в определенной последовательности: экспозиция – вступление; развитие действия – основное содержание; развязка – окончание.
Важное место в развитии монологической речи занимают игры и упражнения с лексическим содержанием, которые являются необходимым условием развития смысловой стороны речи. Большое значение в них имеет сравнение разных предметов и объектов, выделение в них различных свойств и функций. Сравниваться могут как реальные объекты (игрушки, картинки, предметы одежды, мебели и т.п.),так и воображаемые ситуации (действия веселого и грустного медвежонка, погода ранней и поздней осенью, настроение персонажа до и после описанного события). Словарные упражнения, предваряющие рассказывание, способствуют обогащению связной речи детей точными и образными словами и выражениями.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ
Ощущения и восприятия – первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений… Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию
органов чувств и восприятия.
Е.Тихеева
Младшему дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремиться к активному взаимодействию с окружающим его миром. Именно в этом возрасте возникают первые представления о среде, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни. Он учится самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.
Воспринять же окружающее с наибольшей полнотой ребенок может лишь при помощи взрослого, который не только называет ему то, что он видит, но и обращает его внимание на окружающее, объясняет новое. Благодаря речи взрослого ребенок выделяет из множества впечатлений то, на которое надо обратить внимание, способен осмыслить то, что видит. Расширяя под руководством взрослого свой жизненный опыт, дети научаются устанавливать причину и следствие того или другого явления, понимать и задавать вопросы.
Главным источником получения детьми знаний является ближайшая среда – дом, семья, детский сад, родная улица. Это мир взрослых, с которыми ребенок общается, мир предметов, которые помогают ему познать окружающую действительность. Основной способ познания – чувственный (сенсорика, сенсомоторика). Активно развивающиеся в данный период органы чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) способствуют этому. Ребенок не только познает окружающее, но и эмоционально откликается на воспринятое.
Основными методическими приемами, применяемыми в работе с детьми третьего года жизни, становятся поручения, вопросы, игры ознакомительного характера. Взрослый все время привлекает ребят к помощи ему самому и другим малышам. При этом дети не только показывают или приносят предмет, но и рассказывают о нем, спрашивают, можно ли взять игрушку. Дав поручение, обязательно следует спросить позже, как оно выполнено. Чтобы побудить ребенка к высказыванию, надо задавать ему вопросы, причем нужно следить за тем, чтобы они были разнообразными по содержанию.
В играх ознакомительного характера становится конкретная задача: вызвать умственную активность ребенка, в которой он опирается на различные средства наглядности: пирамидки, матрешки, фигурки домашних и диких животных, посуда, предметные картинки с изображением животных, птиц, фруктов, овощей, транспорта и др. В работе помогут также настольно-печатные игры – лото, разрезное лото, парные картинки. Дидактический материал является одним из средств, облегчающих процесс обучения детей.
Тема: «Речь взрослого, как пример для подражания»
Примером для детей является речь взрослых. Успех речевого развития ребенка в первую очередь зависит от языка взрослых, которые его окружают с раннего детства. Благодаря слуху и способности к подражанию малыш учится говорить. Известно, что ребенок дошкольного возраста легко подражает неправильное произношение взрослых, принимает местный говор, диалектизмы. Причинами ошибок в речи взрослых является влияние диалектного окружения и неумение отличать звуковую норму.
Яркая, выразительная речь взрослых привлекает внимание детей, облегчает понимание ее и запоминание. Сухая, монотонная речь не должна быть образцом для подражания. Выразительность обеспечивается интонацией, придает языку мелодичности. Интонация-это умение регулировать силу голоса, пользоваться логическим ударением, паузами, темпом речи. Нельзя кричать в разговоре с ребенком. Громкая, крикливая речь вызывает у дошкольников безразличное отношение к ее содержанию, раздражительность в поведении. Ребенок пытается ответить родителям таким же тоном и это придает языку оттенок грубости.
Следует соблюдать соответствующий темп речи. Не разговаривайте с детьми быстрым темпом, поскольку следить за таким языком родителей детям трудно, они отвлекаются, утомляются слушать, так воспитывается невнимательность к слову. Кроме того, когда ребенок подражает быстрому темпу речи родителей, у него может возникнуть заикание.
Речь родителей должна быть орфографически и грамматически правильной, произношение звуков должна быть четким. Ребенок быстрее научится говорить правильно, когда слышит вокруг себя правильный, литературный язык.
Настоящим сокровищем родного языка являются произведения устного народного творчества-поговорки, загадки, скороговорки, стихи, сказки. Взрослым необходимо принимать точные выражения, народные жемчужины в живую разговорную речь, изучать с детьми народные произведения.
В развитии речи ребенка чрезвычайно важную роль играет хороший слух. Пониженный слух является препятствием к пониманию речи окружающих, а это задерживает развитие речевой активности детей. Родители должны беречь слух ребенка, следить за состоянием слухового органа. Нельзя говорить над самым ухом ребенка, нецелесообразно и целовать в ушко малыша. Снижает слуховое внимание ребенка постоянный шум в комнате, телевизор, громкие разговоры взрослых. Первым признаком пониженного слуха является отсутствие реакции ребенка на язык людей, которые его окружают. Родители должны постоянно заботиться о сохранении слуха ребенка, развивать слуховое внимание, наблюдательность.
У детей довольно часто встречаются различные нарушения речи, и некоторые из них обусловлены неправильной речью окружающих.
Поэтому речь окружающих взрослых должна быть правильной, чтобы не спровоцировать появление у малыша тех или иных дефектов.
Постарайтесь сделать так, чтобы правильную, красивую речь ребёнок слышал гораздо чаще, чем дефектную: читайте ему вслух детские книжки, давайте слушать записи сказок в исполнении профессиональных артистов, при общении избегайте «сюсюканья».
Общаемся со сверстниками.
В первую очередь нужно помнить о том, что одного общения с взрослыми недостаточно.
Оно не может заменить общение с ровесниками. Общаясь с друзьями, ребёнок, как правило, чувствует себя более спокойно и непринуждённо.
Что создаёт благоприятный фон для развития речи.
Ложечку за маму…
Чтобы ребёнок научился правильной речи, с ним нужно разговаривать, и для этого используйте любую возможность. Ситуации могут быть самые разные. Например, во время купания или умывания можно рассказать ребёнку, какой предмет туалета для чего нужен, можно описать или показать действия с ним; во время еды можно показать вилку и ложку, рассказать об их назначении, рассказать о некоторых особенностях этого предмета: размер, цвет, крупные части, теплый, чистый и т.д. Это не только благоприятно повлияет на развивающуюся речь, но и закрепит соответствующие навыки.
Вот птичка пролетела…
Хорошую возможность для развития речи предоставляют прогулки. Гуляя с ребёнком, обращайте его внимание на окружающие предметы его внимания и их особенности, на названия домов; на птиц и животных; попросите его назвать эти вещи самому, если они ему известны.
Гуляя на природе, можно поговорить с малышом о названиях деревьев, попросить его угадать цветок по запаху или птичку по голосу, собрать гербарий.
Всё это позволяет ребёнку лучше ориентироваться в окружающем, поможет сопоставить слово с предметом и выделить в предметах общие черты, будет способствовать развитию логического мышления, наблюдательности и обогащению словарного запаса.
Учимся играя.
Помочь ребёнку научиться правильно, говорить можно и в игровой форме.
Для развития речевого слуха можно предложить ребёнку попробовать отличить на слух слова, различающиеся одним звуком (кит – кот, дом – дым, доска – тоска, лампа – лапа, мышка – мишка и т. д.).
Очень хороши игры, развивающие мелкую моторику: перебирание бусинок, пуговиц, собирание мозаики.
Тренировка пальцев рук ускоряет процесс созревание мозга, а значит, хорошо влияет и на развитие речи.
В игре ребёнок любит проговаривать каждое своё действие – таким образом, он учится выражать свои мысли.
Игра для ребёнка – дело серьёзное!
Будьте добры, помедленнее!
- Речь взрослого должна быть правильной, выразительной, слова должны сочетаться друг с другом по форме и по смыслу. Для маленького ребёнка очень значима интонация. Бедность интонации замедляет развитие речи. Ребёнок не знает, как нужно говорить в той или иной ситуации. Не понимает интонации окружающих, он просто не научился этому! Это, в свою очередь, снижает способность ребёнка приспосабливаться к ситуации, отрицательно влияет на понимание слов и их использование.
- Нужно следить за ритмом своей речи и громкостью голоса. Речь должна быть не громкой и небыстрой, но и не слишком медленной. Слишком громкая или быстрая речь очень скоро утомляет даже взрослых.
- Речь должна быть чёткой и не многословной. Смазанная и многословная речь трудна для понимания, теряется смысл высказываний. Такая речь замедляет формирование у ребёнка реакции на обращение.