Что такое закаливание?
Закаливание – это эффективное средство укрепления здоровья, профилактики многих заболеваний. Именно в стойкости к неблагоприятным воздействиям, прежде всего температурным и находит отражение эффект закаливания, под которым обычно понимают способность переносить влияние низкой температуры без вредных для человека последствий. Закаливание не только повышает его устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.
Закаленный человек быстро и без особого труда приспосабливается к любым изменениям температуры окружающей среды, легко переносит холод и тропическую жару, сохраняя при этом бодрость и высокую трудоспособность.
Важно подчеркнуть, что закаливанием может и должен заниматься каждый человек любого возраста независимо от уровня физического развития. В процессе закаливания наряду с оздоровительным происходят перестройки и в психоэмоциональном плане, что проявляется в повышении настойчивости, целеустремленности, улучшении настроения, уравновешенности и выдержанности. Поэтому закаливание должно занимать ведущее место в воспитании здорового ребенка.
К сожалению, большинство людей имеет смутное представление о закаливании и вообще о нем ничего не знают и практически ничего не делают.
Более того многие родители из-за боязни простудить ребенка уже с первых дней его жизни начинают заниматься организацией пассивной защиты от простуды: укутывают малышей, боятся открывать окна, чтобы проветрить помещение и т. д. Такая «забота» о детях не дает возможности для тренировки, совершенствования аппарата терморегуляции, что приводит к возникновению частых простудных заболеваний.
Суть закаливания состоит в следующем. Постепенно изо дня в день организм подвергается влиянию воздуха, воды и солнечной радиации. Эти природные факторы действуют на кожу, подкожные ткани и слизистые поверхности, представляющие собой обширные воспринимающие зоны и содержащие огромное количество нервных окончаний — рецепторов, многие из которых избирательно чувствительны к температурным воздействиям (к холоду или к теплу).
Человек, систематически занимающийся закаливанием, постоянно тренирует эти рецепторы, импульсы от которых поступают в высшие отделы нервной системы. Одновременно происходит и тренировка мощного сосудистого аппарата кожи и подкожной клетчатки. Просветы множества мелких кожных и подкожных сосудов под влиянием холодовых раздражителей суживается, за счёт чего возрастает кровенаполнение в других отделах сердечнососудистой системы. Это один из основных механизмов выработки устойчивости к резким и быстрым похолоданиям в окружающей среде.
Здоровый закалённый человек характеризуется обязательным наличием в его организме температурного баланса, проявляющегося в сохранении температуры тела на постоянном уровне при любых воздействиях внешней среды.
Первое, с чего стоит начинать закаливание ребёнка, — это избавить его от имеющегося перегревания. Самая же главная «беда» заключается в том, что ребёнка с первых дней жизни приучают к излишне тёплой одежде. Укутывание препятствует нормальному развитию терморегуляции у детей. Перегревание уменьшает и обменные процессы, снижает сопротивляемость к инфекциям, что приводит к развитию не только респираторных, но и других болезней.
Одежда на улице не должна препятствовать движениям ребёнка (лучше из х/б тканей, шерсти). Главное одевать детей по сезону, не перегревая. Лучшая обувь для детей кожаная, с прочным задником с заглаженными краями.
Следующее условие эффективного закаливания — поддержание рационального, не перегревающего температурного режима в помещениях (+19-20 градусов).
Под активным закаливанием понимается применение специальных температурных дозированных воздействий, т. е. закаливающих процедур (воздушных и солнечных ванн, обливаний).
Закаливание детей можно условно разделить на два режима. Первый режим – это начальный период закаливания, в котором происходит становление тепловой устойчивости организма. Второй режим – поддерживающий период, в котором за счет регулярности занятий сохраняется приобретенная готовность ребенка воспринимать температурные и другие воздействия внешней среды без функциональных нарушений. Во время первого режима закаливающие нагрузки увеличиваются соответственно схеме выбранных методов закаливания, во время второго они могут колебаться соответственно времени года. Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные.
Десять советов родителям
Совет 1. По всем вопросам относительно здоровья вашего ребенка следует обращаться к врачу-педиатру, который назначает лечение или при необходимости направляет ребенка на обследование к другим врачам-специалистам. В особых случаях, чтобы не было задержки сроков начала лечения, при появлении первых характерных признаков заболеваний рекомендуется сразу обращаться к специалисту в данной области медицины.
Совет 2. Если вы замечаете, что ваш ребенок в кругу своих сверстников отличается неловкостью движений, плохой речью, если у него бывают обмороки, головокружения, головные боли, рвота, его укачивает в транспорте, необходимо проконсультировать ребенка у невропатолога.
Совет 3. Обратите внимание на поведение ребенка: чрезмерная подвижность, гипервозбудимость или, наоборот, вялость, утомляемость, плаксивость, страхи, нарушенный сон, навязчивые движения — это наиболее распространенные симптомы психического напряжения еще слабой нервной системы ребенка-дошкольника. При появлении этих признаков обязательно следует показать ребенка детскому психиатру.
Совет 4. Ваш ребенок часто переспрашивает или не всегда реагирует на обращенную к нему речь, у него бывают частые ангины, потеря голоса, кашель, постоянный насморк, если ребенок спит с открытым ртом, храпит во сне, гнусавит при разговоре — проконсультируйте ребенка у ЛОР-врача (отоларинголога).
Совет 5. Если у ребенка плохой аппетит, часто возникает тошнота, рвота, нарушения стула (запор, жидкий стул), боли в животе (до еды, после еды), следует обратиться за квалифицированной помощью к врачу-гастроэнтерологу.
Совет 6. Обращение за консультацией врача-аллерголога необходимо в тех случаях, если в дошкольном периоде у ребенка возникает реакция (сыпь, отек, затрудненное дыхание, внезапный насморк, чиханье) на какую-то пищу, запахи, пыльцу цветов, лекарства, прививки.
Совет 7. Воспаление кожи на разных участках тела (чаще на руках и ногах), сопровождающееся покраснением, зудом, шелушением, экссудацией — возможно, это признаки хронического дерматита или экземы, вылечить которые поможет врач-дерматолог. К дерматологу следует обращаться при любых видимых изменениях состояния кожных покровов, ногтей, волос.
Совет 8. Если вы замечаете, что ребенок прищуривает веки, когда рассматривает отдаленные предметы, или низко наклоняется над листом альбома или книги, близко садится к экрану телевизора, если он издалека (с расстояния 5 метров) не различает мелкие (до 1 см в диаметре) предметы, необходимо проверить остроту зрения вашего ребенка — обратитесь к окулисту (офтальмологу).
Совет 9. Постоянно обращайте внимание на осанку ребенка: при ходьбе он сутулится, у него одно плечо ниже другого, лопатки сильно выступают при выпрямленной спине; сидя на стуле, он заметно прогибается в ту или иную сторону, пытается часто менять позу, низко наклоняется (почти ложится на стол) во время рисования и т.п. — обследование состояния позвоночника должен произвести специалист-ортопед.
Совет 10. Не забывайте о необходимости обязательных профилактических осмотров вашего ребенка следующими специалистами: эндокринологом (предупреждение заболеваний щитовидной железы, диабета, ожирения, нарушений роста), хирургом (обнаружение врожденных аномалий), стоматологом (выявление и лечение кариеса), кардиологом (диагностика нарушений функции сердца и сосудов), логопедом (нарушения речи и восприятия звуков).
Профилактика плоскостопия
В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения, где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.
В процессе организации работы профилактической и коррекционной направленности в условиях ДОУ особое внимание необходимо уделять профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (дефектов осанки, плоскостопия), поскольку среди функциональных отклонений они имеют наибольший удельный вес.
Для правильной осанки и красивой походки большую роль играет правильное формирование голеностопного сустава. Стопа является опорой, фундаментом тела. Изменение формы стопы вызывает снижение ее функциональных возможностей, изменяет положение позвоночника. Причиной нарушений осанки у детей дошкольного возраста нередко является плоскостопие.
Решение задачи по проведению своевременной профилактики, снижению негативных последствий данного заболевания, является важным элементом, как сохранения функций стопы, так и всего опорно-двигательного аппарата в целом.
Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия – все это приводит к неправильному развитию стопы.
Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки, походы и т.д. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии, способности находить общий язык со сверстниками, снижает самооценку.
Причин плоскостопия очень много: это и наследственная предрасположенность (скорее к определенному образу жизни), парез или паралич подошвенных мышц стопы или мышц голени, травмы костей стопы и лодыжек. Наиболее частая причина – общая слабость костно-мышечной системы в результате перенесенного рахита, частых или длительных заболеваний.
Особенно опасна на фоне слабости мышечно-связочного аппарата перегрузка стоп: длительное стояние, долгая непрерывная ходьба, избыточный вес ребенка.
Крайне неблагоприятно на состояние стоп оказывает ношение плохо подобранной, некачественной обуви. Важно соблюдать правильный гигиенический уход за стопами и правильно подобрать обувь.
Обследование стоп нужно начинать с наружного осмотра обуви. Резкое снашивание каблука указывает на увеличенную нагрузку в области заднего отдела стопы, нависание верхней части обуви над подошвой с внутренней или с наружной стороны свидетельствует о неправильной походке, о боковом искривлении стопы.
Для определения формы стопы при врачебно-педагогических наблюдениях широкое распространение получили методы анализа отпечатков (плантограмм).
Большое значение в предупреждении и лечении различных деформаций опорно-двигательного аппарата имеет физическая культура в различных ее формах.
Система мероприятий заключается в использовании всех средств физического воспитания (гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений) и в преемственности различных его видов и форм.
- Ежегодная диагностика состояния опорно-двигательного аппарата стопы у детей. Осуществляется медицинским персоналом с использованием объективных методов исследования (плантография).
- Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды. Предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц стопы и голени (ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка, обручи, мячи, массажные коврики, гимнастические палки и т.д.).
- Гигиена обуви и правильный ее подбор. Воспитатели обращают внимание на обувь, в которой дети находятся в помещении, на улице, занятиях физическими упражнениями и дают соответствующие рекомендации родителям.
- Регулярное применение природно-оздоровительных факторов: хождение босиком по траве, песку, гальке.
- При проведении закаливающих мероприятий предусматривается применение специальных закаливающих процедур для стоп. Закаливание стоп способствуют укреплению мышц, связок и суставов, стимулирует активные точки и зоны, расположенные на стопе, и являются прекрасным средством профилактики плоскостопия.
- Специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы, использовать в различных формах физического воспитания.
- Индивидуальная работа с детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп, плоскостопие, косолапость.
- Совместная деятельность педагогического коллектива и семьи.
Упражнения проводятся в три этапа.
На первом этапе дети выполняют упражнения без предметов. Каждое упражнение имеет свое название, сопровождается художественным словом. Например: повороты стопы вправо, влево.
На втором этапе дети выполняют упражнения с предметами: захватывание пальцами ног мелких предметов, удерживание и выбрасывание их: камушки, прутья, шарики, веревки разной толщины, перекатывание стопой набивного мяча; кроме того, давление стопой на резиновый массажер и ходьба по дорожке - массажеру.
На третьем этапе усложняются двигательные действия ребенка, используется различное оборудование: дорожки с отпечатками стоп, ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка и т.д. Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений и до 10-12 раз на этапе закрепления и разучивания комплексов
21 января - день профилактики гриппа и ОРИ.
Острые респираторные инфекции (ОРИ) занимают ведущее положение в структуре инфекционных заболеваний. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно в мире болеют ОРИ до четверти населения планеты.
Острые респираторные инфекции (ОРИ) – группа заболеваний, которые вызываются множеством возбудителей (вирусы гриппа, парагриппа, респираторно-синцитиальный вирус, аденовирус, метапневмовирус, коронавирус и т.д.), передаются воздушно-капельным путем и характеризуются острым поражением дыхательной системы человека, но могут проявляться, в том числе и кишечной симптоматикой.
Грипп – одна из острых респираторных инфекций, вызываемая вирусом гриппа, с наибольшим количеством осложнений.
Вирус гриппа очень легко передается от человека к человеку: при разговоре, кашле, чихании. Поэтому риск заболеть есть у каждого. Самый высокий риск распространения инфекции – в детских коллективах.
Попав в организм, вирус гриппа, размножаясь с высокой скоростью, разрушает клетки легких и других органов. В результате развиваются такие осложнения как пневмония, бронхит, поражение сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, почек, желудочно-кишечного тракта и т.д.
В настоящее время заболеваемость обусловлена преимущественно вирусами негриппозной этиологии (вирусы парагриппа, аденовирусы, респираторно-синцитиальные вирусы, риновирусы, коронавирусы). Вместе с тем, по результатам лабораторных исследований отмечаются единичные случаи выделения вирусов гриппа А (H3N2) от пациентов с ОРИ и гриппоподобными заболеваниями, в подавляющем большинстве не привитых против гриппа.
На сегодняшний день самой эффективной мерой профилактики является вакцинация.
Чтобы снизить риск заражения острыми респираторными инфекциями следует соблюдать некоторые правила:
- постарайтесь воздержаться от посещения любых мероприятий, проходящих в закрытых помещениях;
- уделите особое внимание физической дистанции не менее 1,5-2 метра друг от друга;
- не стоит многократно посещать гостей и приглашать к себе домой родственников и друзей, так как это значительно повышает риск инфицирования;
- не забывайте надевать маску при посещении родственников и знакомых, в торговых центрах и других местах, где возможна передача инфекции;
- проводите регулярную влажную уборку помещения, где вы находитесь, чистку и дезинфекцию поверхностей с использованием бытовых моющих средств;
- как можно чаще и регулярно проветривайте помещение и увлажняйте воздух любыми доступными способами в помещении;
- соблюдать гигиену рук: чаще мойте руки с мылом или обрабатывайте антисептиком! Чистые руки – это гарантия того, что Вы не будете распространять вирусы, инфицируя себя, когда прикасаетесь ко рту и носу, и окружающих – через поверхности.
Если Вам все же не удалось избежать заболевания, тогда необходимо:
- обратиться к врачу и строго соблюдать все его рекомендации;
- соблюдать постельный режим;
- принимать большое количество жидкости;
- чаще проветривать помещение;
- максимально ограничить свои контакты с домашними, особенно детьми, чтобы не заразить их;
- соблюдать «Респираторный этикет».
Чтобы избежать распространения гриппа, необходимо выполнять профилактические мероприятия и помнить, что каждый из нас в силах снизить риск заболевания и распространения гриппа.
Правильная осанка-залог здоровья.
Особую тревогу у медицинских работников вызывает широкое распространение среди дошкольников дефектов и заболеваний опорно-двигательной системы, таких как плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз.
Формирование правильной осанки у детей - одна из важнейших задач учреждения дошкольного образования. Вместе с формированием правильной осанки закладываются основы физического и умственного развития ребенка.
Осанка - привычная поза человека в покое или в движении, манера держаться без особого напряжения. Осанка считается правильной, если голова и туловище находятся на одной вертикали, плечи- на одном уровне (развернуты и слегка опущены), лопатки прилегают к грудной клетке, кривизна позвоночника умеренно выражена, все части тела расположены симметрично.
Формирование осанки начинается в раннем детстве и заканчивается к моменту окончания роста. Вместе с тем, ее нарушения могут возникнуть в любом возрасте при слабости мышц туловища. Чаще всего это проявляется изменением формы спины.
Наиболее серьезным нарушением опорно-двигательного аппарата является сколиоз. В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (6-7 лет). Многое зависит от наследственности, но не в том смысле, что дети наследуют от родителей уже скривленный позвоночник. Дети часто перенимают от родителей привычки неправильно сидеть, стоять, ходить, а так же вынужденные неудобные позы, например при чтении и письме. Перегружает позвоночник и избыточная масса тела. Домашняя мебель должна соответствовать росту ребенка. Низкий стол способствует формированию круглой спины, слишком высокий – чрезмерному поднятию плеч вверх. Необходимо избегать поз, при которых тело ребенка наклонено в сторону, сидя на одной ноге или свободно свисающей руке. Приучать ребенка к постоянному контролю положения своего тела необходимо как можно раньше. Исправление дефектов осанки всегда труднее, чем их предупреждение.
Основные средства устранения и профилактики дефектов осанки:
- Физические упражнения;
- Массаж;
- Закаливающие процедуры.
При сколиозе и функциональном нарушении осанки вначале проводится комплекс лечебной гимнастики, направленный на укрепление мышечного корсета, а затем общеукрепляющий массаж.
Массаж - самое эффективное физиотерапевтическое средство, направленное на развитие, укрепление, восстановление и лечение всего организма ребенка. Технические массажные приемы для дошкольника общепринятые : поглаживание, разминание, растирание, пассивные движения и вибрационные приемы. Исключают приемы: рубленее, поколачивание. Продолжительность массажа 10-15 минут.
Физическое воспитание не требует особых условий и подготовки. Научите своего ребенка играть с мячом, прыгать со скакалкой, покажите ему игры, в которые вы играли в детстве, больше гуляйте с ним на оборудованной детской площадке или в парке, там, где есть возможность побегать и полазать, организуйте дома простейший спортивный уголок. Старайтесь всеми способами поощрять желание ребенка активно двигаться, прививать ему интерес и любовь к своему телу.
Роль воспитателя в профилактике плоскостопия
В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения, где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.
В процессе организации работы профилактической и коррекционной направленности в условиях ДОУ особое внимание необходимо уделять профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (дефектов осанки, плоскостопия), поскольку среди функциональных отклонений они имеют наибольший удельный вес.
Для правильной осанки и красивой походки большую роль играет правильное формирование голеностопного сустава. Стопа является опорой, фундаментом тела. Изменение формы стопы вызывает снижение ее функциональных возможностей, изменяет положение позвоночника. Причиной нарушений осанки у детей дошкольного возраста нередко является плоскостопие.
Решение задачи по проведению своевременной профилактики, снижению негативных последствий данного заболевания, является важным элементом, как сохранения функций стопы, так и всего опорно-двигательного аппарата в целом.
Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия – все это приводит к неправильному развитию стопы.
Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки, походы и т.д. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии, способности находить общий язык со сверстниками, снижает самооценку.
Причин плоскостопия очень много: это и наследственная предрасположенность (скорее к определенному образу жизни), парез или паралич подошвенных мышц стопы или мышц голени, травмы костей стопы и лодыжек. Наиболее частая причина – общая слабость костно-мышечной системы в результате перенесенного рахита, частых или длительных заболеваний.
Особенно опасна на фоне слабости мышечно-связочного аппарата перегрузка стоп: длительное стояние, долгая непрерывная ходьба, избыточный вес ребенка.
Крайне неблагоприятно на состояние стоп оказывает ношение плохо подобранной, некачественной обуви. Важно соблюдать правильный гигиенический уход за стопами и правильно подобрать обувь.
Обследование стоп нужно начинать с наружного осмотра обуви. Резкое снашивание каблука указывает на увеличенную нагрузку в области заднего отдела стопы, нависание верхней части обуви над подошвой с внутренней или с наружной стороны свидетельствует о неправильной походке, о боковом искривлении стопы.
Для определения формы стопы при врачебно-педагогических наблюдениях широкое распространение получили методы анализа отпечатков (плантограмм).
Большое значение в предупреждении и лечении различных деформаций опорно-двигательного аппарата имеет физическая культура в различных ее формах.
Система мероприятий заключается в использовании всех средств физического воспитания (гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений) и в преемственности различных его видов и форм.
Консультация«Питание ребенка летом»
Летом процессы роста у детей протекают наиболее интенсивно, в связи с чем повышается потребность в белке - основном пластическом материале. Кроме того, в жаркие дни организм ребенка теряет с потом значительное количество минеральных веществ и витаминов. Для покрытия этих дополнительных затрат требуется увеличение калорийности и пищевой ценности рациона. С другой стороны, в жаркие дни у детей нередко ухудшается аппетит.
Как организовать питание ребенка в летнее время?
Во-первых, калорийность питания должна быть увеличена примерно на 10-15%. С этой целью в рационе ребенка следует увеличить количество молока и молочных продуктов, в основном за счет кисломолочных напитков и творога как источников наиболее полноценного белка. В рацион необходимо включать первые овощи: редис, раннюю капусту, репу, морковь, свеклу, свекольную ботву, свежие огурцы, позднее - помидоры, молодой картофель, а также различную свежую зелень (укроп, петрушку, кинзу, салат, зеленый лук, чеснок, ревень, щавель, крапиву и др.).
Во-вторых, необходима рациональная организация режима питания ребенка. В жаркие летние месяцы режим питания рекомендуется изменить таким образом, чтобы обед и полдник поменялись местами. В особенно жаркое полуденное время, когда аппетит у ребенка резко снижен, ему следует предлагать легкое питание, состоящее в основном из кисломолочного напитка, булочки или хлеба и фруктов. После дневного сна отдохнувший и проголодавшийся дошкольник с удовольствием съест весь обед, состоящий из калорийных, богатых белком блюд.
Повышение суточной калорийности питания ребенка может быть достигнуто за счет увеличения пищевой ценности завтрака. В него рекомендуется включать богатое белком блюдо (мясное, рыбное, творожное, яичное). Это также физиологически более обоснованно, т. к. после ночного сна, в прохладное утреннее время дети едят с большим аппетитом.
В летнее время, кроме общепринятых четырех приемов пищи, ребенку можно предложить пятое питание в виде стакана кефира или молока перед сном. Это особенно рационально в том случае, когда ужин дается в более ранние сроки, а время укладывания ребенка на ночной сон несколько отодвигается из-за большой продолжительности светового дня.
В-третьих, необходимо обращать внимание на соблюдение питьевого режима. В жаркие дни значительно повышается потребность организма в жидкости, поэтому следует всегда иметь запас свежей кипяченой воды, отвара шиповника, несладкого компота или сока.
Употребление сырых соков - еще один шаг к здоровью. Это источник витаминов, минеральных солей и многочисленных полезных микроэлементов. Во многих соках с мякотью (нектарах) много пектина, а он, как известно, обладает способностью связывать продукты гниения и брожения в кишечнике и выводить их из организма.
Летние советы
1. Утром и вечером часто бывает прохладно, днем жарко. Как одевать ребенка?
Самый главный принцип — это многослойность. Слоев может быть несколько, но они все должны легко сниматься при необходимости. Также нужно учитывать индивидуальные особенности терморегуляции ребенка. Чересчур активных детей одевать полегче, и наоборот.
2. Можно ли детям загорать?
Младенцам до 1 года вообще нельзя загорать, детям постарше разрешается быть на солнце либо до 12:00, либо после 16:00. На открытом солнце обязательно нужно использовать солнцезащитный крем, обновлять его на коже каждые 2-3 часа. Когда отдыхаете у водоема, обрабатывать кожу кремом желательно каждые 40-60 минут, само средство при этом должно быть водостойким. Если все-таки получен солнечный ожог — используем холодные компрессы и смягчающие кремы. Иногда требуются и обезболивающие препараты.
3. Может ли у ребенка быть аллергия на солнце?
Да, симптомами фотодерматита являются зуд, покраснение кожи и отечность. Если есть склонность к аллергической реакции на солнце, нужно закрывать кожу одеждой, а на открытые участки наносить солнцезащитный крем. В случае, когда аллергическая реакция все же возникла, важно находиться в тени (лучше — в помещении), обильно пить воду и обратиться за консультацией к специалисту.
4. А как выбрать солнцезащитный крем?
Главное в солнцезащитном креме — фактор защиты, он должен быть не ниже SPF50. Обращайте внимание на пометку «для детей». В чем разница? В состав взрослых кремов от солнца могут входить как физические, так и синтетические фильтры. В детских должны быть именно физические фильтры. Также в составе нужно избегать ароматизаторов и красителей (они могут вызвать аллергическую реакцию).
5. Нужно ли детям носить солнцезащитные очки?
Чтобы избежать ожога сетчатки, детям от 1 года в солнечную погоду можно надевать солнцезащитные очки. Минимальный фильтр — UV 400. Важно, чтобы линзы очков были выполнены из качественных материалов. Если это дешевый пластик, линзы не отражают УФ-лучи, зрачок расширяется, и может возникнуть ожог роговицы.
6. Отдых на природе: о чем еще важно помнить?
Если вы приехали к водоему, главное, чтобы рядом находились взрослые. Детей нельзя оставлять без присмотра, ведь есть риск утопления и получения травм. Температура воды и воздуха не регламентируется, ориентируйтесь на личные ощущения. Также нужно помнить, что вокруг озер могут расти ядовитые растения, например, борщевик или цикута. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок мог их распознать.
7. Первая клубника и диатез: как не допустить аллергии?
Важно помнить, что возникновение аллергии на ягоды не связано с их количеством. Если есть непереносимость — даже «одну маленькую ягодку» нельзя давать ребенку. Если реакция возникла, убираем продукт из рациона, снимаем зуд местными антигистаминными средствами.
8. Ребенок съел что-то «не то». Как промыть желудок?
Если это еда и есть сомнения в качестве продуктов, постарайтесь искусственно вызвать рвоту. После нужно воздержаться от еды, можно давать только питьевую воду. В случае, когда ребенок мог съесть ядовитые вещества — щелочь, кислоту, удобрение или отраву для насекомых/грызунов — срочно езжайте в стационар. В таких случаях самостоятельно промывать желудок нельзя. Что касается инородных предметов, опаснее всего, когда это магниты, батарейки, предметы с острыми краями — тут без промедления нужно ехать в больницу. В остальных случаях можно ждать 2 дня до естественного выхода предмета с калом. Или попробовать вызвать рвоту.
9. Если ребенок поранился, как правильно оказать первую помощь?
Первым делом нужно остановить кровь при помощи сухой чистой давящей повязки и приложить по возможности холод. Потом промыть рану проточной водой, обработать перекисью водорода. Нужно оценить глубину раны и степень повреждения. Если глубина раны более 6 мм, края раны расходятся, кровотечение не останавливается, усиливается или в ране есть инородный предмет, отвезите ребенка в больницу. И обязательно нужно показывать врачу раны от укусов.
10. Ребенок ушибся, что делать? Нужно приложить к месту ушиба «холод». Желательно, чтобы это был предмет из морозильной камеры, обернутый в полотенце. Также можно использовать специальные охлаждающие пакеты. «Холод» держим не более 15-20 минут.
11. Что делать, если ребенка покусали муравьи, мошки, оводы?
Если у ребенка есть склонность к серьезным аллергическим реакциям, таким как отек Квинке, крапивница, анафилактический шок, важно предотвращать укусы насекомых при помощи репеллентов. Если ситуация все же произошла, к месту укуса нужно приложить «холод». Местно можно использовать средства, успокаивающие зуд. При сильном зуде — антигистаминные препараты для внутреннего применения. Если отек очень сильный, нужно показать ребенка врачу в стационаре, возможно, придется внутримышечно вводить гормональные препараты.
12. Ребенок расчесывает место укуса. Это плохо?
Расчесы чреваты вторичным инфицированием. Если видно, что ранка воспалена, нужно использовать мази с местным антибиотиком. При серьезном нагноении нужно обратиться к врачу, возможно, придется назначить системный антибиотик. И, кстати, многие родители мажут место укуса зеленкой. Лучше этого не делать, потому что так можно пропустить признаки вторичного инфицирования. Нет никакого доказательства эффективности препарата «Бриллиантовый зеленый» в ситуациях с укусами.
Международный "Астма-день" 1 мая
Бронхиальная астма – серьезная проблема, поскольку она нарушает физическую активность, работоспособность, без должного лечения прогрессирует вплоть до тяжелой инвалидности. В то же время сегодня бронхиальная астма может быть если не побежденной, то хорошо управляемой, давая возможность больному чувствовать себя полноценным членом общества.
Международный «Астма-день», провозглашенный Всемирной организацией здравоохранения, проводится ежегодно по инициативе проекта «Международная инициатива против астмы» с целью привлечения внимания общественности всего мира к проблеме астмы. Первый Международный астма-день отмечался в 1998 году в 35 странах в рамках Первой всемирной встречи по проблемам астмы в Барселоне (Испания). В переводе с греческого «бронхиальная астма» означает «тяжелое дыхание», «удушье». Бронхиальная астма – одно из самых распространенных неинфекционных заболеваний. До 80 % приходится на аллергическую или смешанную форму болезни. В мире астмой болеет более 300 миллионов человек, что составляет около 8 % взрослого населения и до 10 % детей.
Своевременная диагностика и терапия бронхиальной астмы – это основной и главенствующий принцип профилактики. Только благодаря ему можно избежать прогрессирования болезни и исключить тяжелые приступы удушья.
Для достижения успеха в лечении бронхиальной астмы важно соблюдение гипоаллергенного быта, регулярное наблюдение врача-пульмонолога и/или аллерголога, непрерывность базисной терапии бронхиальной астмы. Вместе мы справимся!
АЛЛЕРГИЯ И ЕЕ УКРОЩЕНИЕ
Что такое аллергия? В ее основе лежит повышенная чувствительность организма к различным веществам. Это может быть домашняя пыль, лекарственные препараты, фрукты, молочные продукты или яичный белок. При чем аллергическая реакция может быть не только немедленного действия, но и замедленная, то есть проявиться через сутки, а то и больше после контакта с аллергеном.
Симптомами поллиноза или сенной лихорадки является слезотечение, отечность век, усталость, головная боль, частая раздражительность. Как правило, она начинается в середине апреля и продолжается пока цветет береза и ольха. Летом поллиноз вызывает пыльца злаковых трав. А в начале осени – цветение полыни, лебеды, подсолнечника и амброзии. Неприятной и опасной для людей, страдающих бронхиальной астмой, является сенная лихорадка. Она может вызывать приступы и обострять заболевание.
Крапивница – еще одно проявление аллергии. На коже возникают мелкие, очень зудящие волдыри, вокруг них появляется покраснение, очень напоминающее ожог крапивой. Температура повышается до 38-39С. Вызывать крапивницу могут некоторые ягоды, морские и молочные продукты, шоколад. Продлиться она может от нескольких часов до нескольких месяцев, если, конечно ее не лечить.
Так же очень сильную аллергическую реакцию может вызвать декоративная косметика. Контактный дерматит или крапивница могу начаться от длительного использования кремов, туши, пудры, краски для волос, шампуней и дезодорантов. Если появляются симптомы, тело равномерно краснеет и отекает, следует немедленно исключить аллергическое вещество и обратиться к врачу. В дальнейшем необходимо выбирать гипоаллергенную косметику.
Самым страшным и тяжелым проявлением аллергии является анафилактический шок. Человек может погибнуть от дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности. Такая реакция может возникнуть на внутривенное или внутримышечное введение некоторых медикаментов.
Еще один разряд тяжелой аллергии – отек Квинке. Проявляется плотной припухлостью на губах, тыльной поверхности кистей рук, иногда начинается отек гортани. Может быть вызван реакцией на некоторые лекарства, пыльцу растений, шерсть животных.
Внимание! Если вам врач назначил препарат, который вводится в виде инъекций, попросите сделать пробу на переносимость.
Конечно, лучше избегать контакта с аллергеном. Можно исключить продукты, которые вызывают аллергию. Труднее избавиться от аллергенов в воздухе. Существуют антигистаминные препараты с минимальным количеством побочных эффектов. Однако врачи советуют принимать лекарства только при ярко выраженных проявлениях аллергии. Если приобретаете препараты, то лишь те, что не вызывают сонливости и не снижают работоспособность.
Для поддержания здоровья и предотвращения аллергии необходимы витамины, особенно С, Е, рутин и соли кальция. Во время цветения растений обязательно принимайте витамин С, не менее 100 мг в сутки. Употребляйте больше капусты, зеленого перца, яблок и смородины. Вещества, которые в них содержаться выводят и нейтрализуют аллергены.
Как профилактику и лечение используйте водные процедуры и солнечные ванны. А походы в горы и чистый воздух перестраивают организм, так что аллергические реакции могут исчезнуть.
Десять советов родителям
Совет 1. Приучайте ребенка соблюдать режим дня, разумно чередовать нагрузки с отдыхом.
Совет 2. Помните: нельзя сокращать время сна, требующееся для восстановления физического и психического здоровья.
Совет 3. Гуляйте с ребенком в любую погоду! Игры на свежем воздухе активизируют обменные процессы, стимулируют работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют защитные силы организма.
Совет 4. Одевайте ребенка в соответствии с временем года в практичную, удобную, легкую, не затрудняющую движений одежду.
Совет 5. Позаботьтесь о полноценном, разнообразном и регулярном питании ребенка, необходимом для его роста и правильного развития.
Совет 6. Поддерживайте познавательные интересы ребенка, не оставляйте без внимания ни один его вопрос, вместе с ним ищите ответы на его «почему?».
Совет 7. Беседуйте с ребенком, учитесь его слушать, развивайте речь — залог хорошей учебы в будущем.
Совет 8. Дозируйте время и информацию, получаемую ребенком при просмотре телепередач.
Совет 9. Контролируйте продолжительность занятий и условия, в которых они протекают. Не забывайте, что чем меньше ребенок, тем труднее ему длительно заниматься однообразной деятельностью.
Совет 10. Чаще хвалите своего малыша, ободряйте словом, улыбкой, лаской и нежностью. Не жалейте времени на общение с ним — не отделывайтесь игрушкой или сладостями!
Правильная осанка-залог здоровья.
Особую тревогу у медицинских работников вызывает широкое распространение среди дошкольников дефектов и заболеваний опорно-двигательной системы, таких как плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз.
Формирование правильной осанки у детей - одна из важнейших задач учреждения дошкольного образования. Вместе с формированием правильной осанки закладываются основы физического и умственного развития ребенка.
Осанка - привычная поза человека в покое или в движении, манера держаться без особого напряжения. Осанка считается правильной, если голова и туловище находятся на одной вертикали, плечи- на одном уровне (развернуты и слегка опущены), лопатки прилегают к грудной клетке, кривизна позвоночника умеренно выражена, все части тела расположены симметрично.
Формирование осанки начинается в раннем детстве и заканчивается к моменту окончания роста. Вместе с тем, ее нарушения могут возникнуть в любом возрасте при слабости мышц туловища. Чаще всего это проявляется изменением формы спины.
Наиболее серьезным нарушением опорно-двигательного аппарата является сколиоз. В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (6-7 лет). Многое зависит от наследственности, но не в том смысле, что дети наследуют от родителей уже скривленный позвоночник. Дети часто перенимают от родителей привычки неправильно сидеть, стоять, ходить, а так же вынужденные неудобные позы, например при чтении и письме. Перегружает позвоночник и избыточная масса тела. Домашняя мебель должна соответствовать росту ребенка. Низкий стол способствует формированию круглой спины, слишком высокий – чрезмерному поднятию плеч вверх. Необходимо избегать поз, при которых тело ребенка наклонено в сторону, сидя на одной ноге или свободно свисающей руке. Приучать ребенка к постоянному контролю положения своего тела необходимо как можно раньше. Исправление дефектов осанки всегда труднее, чем их предупреждение.
Консультация для родителей
«Профилактика плоскостопия»
Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится в прямой зависимости от формы стопы. Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его. Поэтому профилактика плоскостопия в раннем возрасте имеет особое значение. Эта работа обязательно должна проводиться родителями дома.
Большую роль в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор обуви для детей. Размер ее должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стопы, предохранять стопу от повреждений, не затруднять движений и не вызывать чрезмерного давления на суставы, сосуды и нервы стоп. Обувь не должна быть слишком тесной или просторной. Детям с плоской стопой не рекомендуется носить обувь без каблуков на тонкой подошве. Высота каблука для детей раннего и дошкольного возраста должна быть 1,5-2 см.
Дети, страдающие плоскостопием, как правило, изнашивают внутреннюю сторону подошвы и каблука обуви.
Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством, не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим функциональные возможности. Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, должны включаться в занятия утренней гигиенической гимнастикой, использоваться на физкультурных занятиях, на прогулках, в подвижных играх.
Главное назначение корректирующих упражнений - активное пронирование стопы (положение стопы на наружном крае), укрепление всего связочно-мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка. Нужно выработать жизненно необходимые двигательные умения в беге, прыжках, лазании, метании, в выполнении упражнений в равновесии, в подвижных и спортивных играх.
Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы. Упражнения для коррекции стопы
1. Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1-3 минут.
2. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2-5 минут.
3. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.
4. Ходьба по палке.
5. Катание мяча поочередно одной и другой ногой.
6. Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2-4 минут.
7. Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.
- Медленные приседания на мяче с опорой на стул или балансируя разведенными в сторону руками.
9. Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.
10. Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумаж-
ных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1-3 минут (упражнение проводится
поочередно одной и другой ногой).
Занятия лечебной гимнастикой и выполнение специальных гимнастических упражнений дают прекрасные результаты, улучшая форму и функцию стопы. Таким образом, здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающим привычную двигательную активность, организацию физического воспитания и закаливания дома и в дошкольном учреждении. Для укрепления здоровья и предупреждения плоскостопия детям необходимо ежедневно делать утреннюю гимнастику, проводить закаливающие процедуры, практиковать прогулки, походы в лес, бег, прыжки, плавание, катание на велосипеде; в теплое время года ходить босиком по грунту, а закаленным - вплоть до бега по снегу; в зимний период года кататься на коньках и лыжах, организовывать подвижные игры.
ЛЕТО И ДЕТИ : 17 советов родителям от опытных медиков
1. Утром и вечером часто бывает прохладно, днем жарко. Как одевать ребенка?
Самый главный принцип — это многослойность. Слоев может быть несколько, но они все должны легко сниматься при необходимости. Также нужно учитывать индивидуальные особенности терморегуляции ребенка. Чересчур активных детей одевать полегче, и наоборот.
2. Можно ли детям загорать?
Младенцам до 1 года вообще нельзя загорать, детям постарше разрешается быть на солнце либо до 12:00, либо после 16:00. На открытом солнце обязательно нужно использовать солнцезащитный крем, обновлять его на коже каждые 2-3 часа. Когда отдыхаете у водоема, обрабатывать кожу кремом желательно каждые 40-60 минут, само средство при этом должно быть водостойким. Если все-таки получен солнечный ожог — используем холодные компрессы и смягчающие кремы. Иногда требуются и обезболивающие препараты.
3. Может ли у ребенка быть аллергия на солнце?
Да, симптомами фотодерматита являются зуд, покраснение кожи и отечность. Если есть склонность к аллергической реакции на солнце, нужно закрывать кожу одеждой, а на открытые участки наносить солнцезащитный крем. В случае, когда аллергическая реакция все же возникла, важно находиться в тени (лучше — в помещении), обильно пить воду и обратиться за консультацией к специалисту.
4. А как выбрать солнцезащитный крем?
Главное в солнцезащитном креме — фактор защиты, он должен быть не ниже SPF50. Обращайте внимание на пометку «для детей». В чем разница? В состав взрослых кремов от солнца могут входить как физические, так и синтетические фильтры. В детских должны быть именно физические фильтры. Также в составе нужно избегать ароматизаторов и красителей (они могут вызвать аллергическую реакцию).
5. Нужно ли детям носить солнцезащитные очки?
Чтобы избежать ожога сетчатки, детям от 1 года в солнечную погоду можно надевать солнцезащитные очки. Минимальный фильтр — UV 400. Важно, чтобы линзы очков были выполнены из качественных материалов. Если это дешевый пластик, линзы не отражают УФ-лучи, зрачок расширяется, и может возникнуть ожог роговицы.
6. Отдых на природе: о чем еще важно помнить?
Если вы приехали к водоему, главное, чтобы рядом находились взрослые. Детей нельзя оставлять без присмотра, ведь есть риск утопления и получения травм. Температура воды и воздуха не регламентируется, ориентируйтесь на личные ощущения. Также нужно помнить, что вокруг озер могут расти ядовитые растения, например, борщевик или цикута. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок мог их распознать.
7. Первая клубника и диатез: как не допустить аллергии?
Важно помнить, что возникновение аллергии на ягоды не связано с их количеством. Если есть непереносимость — даже «одну маленькую ягодку» нельзя давать ребенку. Если реакция возникла, убираем продукт из рациона, снимаем зуд местными антигистаминными средствами.
8. Ребенок съел что-то «не то». Как промыть желудок?
Если это еда и есть сомнения в качестве продуктов, постарайтесь искусственно вызвать рвоту. После нужно воздержаться от еды, можно давать только питьевую воду. В случае, когда ребенок мог съесть ядовитые вещества — щелочь, кислоту, удобрение или отраву для насекомых/грызунов — срочно езжайте в стационар. В таких случаях самостоятельно промывать желудок нельзя. Что касается инородных предметов, опаснее всего, когда это магниты, батарейки, предметы с острыми краями — тут без промедления нужно ехать в больницу. В остальных случаях можно ждать 2 дня до естественного выхода предмета с калом. Или попробовать вызвать рвоту.
9. Если ребенок поранился, как правильно оказать первую помощь?
Первым делом нужно остановить кровь при помощи сухой чистой давящей повязки и приложить по возможности холод. Потом промыть рану проточной водой, обработать перекисью водорода. Нужно оценить глубину раны и степень повреждения. Если глубина раны более 6 мм, края раны расходятся, кровотечение не останавливается, усиливается или в ране есть инородный предмет, отвезите ребенка в больницу. И обязательно нужно показывать врачу раны от укусов.
10. Ребенок ушибся, что делать? Нужно приложить к месту ушиба «холод». Желательно, чтобы это был предмет из морозильной камеры, обернутый в полотенце. Также можно использовать специальные охлаждающие пакеты. «Холод» держим не более 15-20 минут.
11. Что делать, если ребенка покусали муравьи, мошки, оводы?
Если у ребенка есть склонность к серьезным аллергическим реакциям, таким как отек Квинке, крапивница, анафилактический шок, важно предотвращать укусы насекомых при помощи репеллентов. Если ситуация все же произошла, к месту укуса нужно приложить «холод». Местно можно использовать средства, успокаивающие зуд. При сильном зуде — антигистаминные препараты для внутреннего применения. Если отек очень сильный, нужно показать ребенка врачу в стационаре, возможно, придется внутримышечно вводить гормональные препараты.
12. Ребенок расчесывает место укуса. Это плохо?
Расчесы чреваты вторичным инфицированием. Если видно, что ранка воспалена, нужно использовать мази с местным антибиотиком. При серьезном нагноении нужно обратиться к врачу, возможно, придется назначить системный антибиотик. И, кстати, многие родители мажут место укуса зеленкой. Лучше этого не делать, потому что так можно пропустить признаки вторичного инфицирования. Нет никакого доказательства эффективности препарата «Бриллиантовый зеленый» в ситуациях с укусами.
13. Оса или пчела укусила ребенка в веко — что делать?
Укусы насекомых в веко всегда требуют осмотра врача, так как при выраженном отеке являются серьезной проблемой. До похода к врачу желательно промыть глаз, используя капли «Слеза натуральная». Если присоединилась бактериальная инфекция — используйте местные антибактериальные капли.
14. Правда ли, что комары кусают не всех?
Это миф, насекомые кусают всех, но кожа у людей реагирует по-разному. У некоторых детей воспалительный процесс более выражен, чем у других. Для защиты от комаров можно использовать специальные спреи. Существует 2 разновидности: одни наносятся непосредственно на кожу, а другие — на одежду.
15. Что делать, если на коже ребенка родители обнаружили клещ?
Опять же нужно в первую очередь думать о профилактике. Чтобы не «принести» клещей с прогулки по лесу или некошеной траве, нужно полностью закрывать кожу одеждой и использовать репелленты. Важно объяснить детям, что лежать на траве нельзя. После таких прогулок нужно всегда полностью осматривать ребенка. Если обнаружили клеща — обращаемся в медицинское учреждение. Самостоятельно клеща доставать нельзя, говорят медики, так как он может быть носителем клещевого энцефалита или боррелиоза. Это очень серьезные заболевания, которые могут привести к инвалидности.
16. Ребенок погладил бездомного пса или взял на руки «дачную» кошку. Это опасно?
Важно объяснить детям, что уличных животных трогать нельзя. Кроме источника блох они могут быть еще и переносчиками микроспории. Это грибковое поражение, носителем которого чаще всего являются кошки. Если ребенок все-таки погладил кошку, нужно вымыть руки с мылом и наблюдать за очагом. Для профилактики принять душ, постирать вещи и прогладить их утюгом.
- Бинты, пластыри;
- Антисептики для обработки ран (хлоргексидин, йод, перекись водорода, крем с местным антибиотиком);
- Чистые ножницы;
- Капли для глаз с местным антибиотиком на случай конъюнктивита;
- Физраствор;
- Средство для восстановления баланса жидкости при отравлении;
- Антигистаминный препарат;
- 1% гидрокортизоновая мазь для облегчения зуда при аллергическом или контактном дерматите, реакции кожи на укусы насекомых;
- Жаропонижающие препараты (детям разрешено использовать только парацетамол и ибупрофен);
- Средство для профилактики укусов насекомых;
- Средство после укусов насекомых;
- Средство от укачивания (малышей часто укачивает в машине).
Если ребенок принимает какие-либо препараты на постоянной основе, то обязательно с собой должен быть запас этих лекарств.
Читайте на Ребёнок BY: https://rebenok.by/inf/news_partners/27913-mozhno-li-vam-doverit-rebenka-etim-letom-davaite-proverim.html
Консультация для родителей
«Лето. Оказание первой медицинской помощи детям»
Лето - самое любимое время года для детей, период для получения положительных эмоций!
Дети много времени проводят на улице. Взрослые должны организовать досуг и прогулки таким образом, чтобы у детей была возможность двигаться, играть, развиваться и закаливаться.
Во время летнего отдыха случаются ситуации, когда дети травмируются. Взрослые должны быть готовы оказать им первую медицинскую помощь.
Если ребёнок упал, получил ссадину или порезался, в первую очередь надо промыть рану охлаждённой водой и удалить посторонние тела. Затем обработать рану ватой, смоченной 3% перекисью водорода или раствором марганцовки. Кожу вокруг раны следует смазать йодом. В последнюю очередь на это место надо наложить повязку или заклеить бактерицидным лейкопластырем. Повязку следует менять каждый день.
Надо обратить внимание на рану. Если после травмы появилась пульсирующая боль, если края раны рваные, никак не останавливается кровь, следует обратиться к врачу. Хирург в этом случае может наложить швы на рану.
Если ребёнок упал и стукнулся головой, надо привести малыша в горизонтальное положение, приложить к голове холод. Это может быть какой-либо замороженный продукт или пакет со льдом. В следующую минуту надо вызвать врача. Врачу следует рассказать о состоянии ребёнка: не терял ли он сознание, не было ли рвоты.
Если травма оказалась не слишком серьёзной, ребёнка оставят на домашнем режиме. В этом случае взрослым надо организовать постельный режим. Если ребёнок почувствует себя лучше, можно предложить ему поиграть в спокойные игры, на время исключить просмотр телевизора и компьютерные игры.
Во время подвижных игр ребёнок может подвернуть ногу. Следствием этого может быть растяжение связок. К больному месту надо приложить холод, затем наложить тугую повязку. Следует организовать для ребёнка спокойные игры. К активному образу жизни придётся вернуться не раньше, через неделю.
Если ребёнок натёр мозоль, то больное место надо продезинфицировать спиртом либо одеколоном, также обработать иглу и проткнуть пузырь, выпустив из него жидкость. А затем рану надо прижечь зелёнкой и заклеить больное место бактерицидным лейкопластырем.
Если на прогулке ребёнка укусила пчела, оса или шмель, надо действовать очень быстро. Во-первых, с помощью пинцета надо удалить жало, чтобы отёк не был слишком сильным. Затем смочить вату перекисью водорода и обработать место укуса. Надо дать ребёнку антигистаминный препарат, чтобы укус насекомого не вызвал аллергию. На больное место можно приложить холод.
Если ребёнок получил солнечный ожог, надо отвести его в тень, нанести на поражённое место Пантенол. Чтобы избежать подобного рода ожогов, перед прогулкой надо смазывать кожу ребёнка солнцезащитным кремом, стараться избегать прямых солнечных лучей длительное время, ориентироваться, что наиболее опасным может быть период с 12.00 до 16.00
Если ребёнок получил солнечный удар, надо перенести его также в тень, приложить к голове холод, постараться создать приток воздуха. Для этого надо расстегнуть ворот рубашки, обмахивать ребёнка веером или полотенцем. В этом случае следует вызвать врача.
сьвх
«Где найти витамины зимой?»
Витамины - ценнейшие вещества, необходимые организму человека. Все виды обмена веществ, работа нервной, пищеварительной, сердечно-сосудистой систем осуществляются должным образом только при участии витаминов.
Зимой и вначале весны нам не хватает витаминов, но особенно это заметно по детям: большинство простудных заболеваний в это время года возникают из-за гиповитаминоза. По словам специалистов НИИ питания РАМН, у большинства российских детей наблюдается дефицит трёх и более витаминов…
Витамины должны поступать ежедневно и в дозах, соответствующих физиологической потребности растущего организма. Поскольку недостаток витаминов обнаруживается круглый год, то и принимать их нужно постоянно. Неблагоприятная экологическая обстановка, повышенные нагрузи, которые испытывают дети в течение учебного года, нехватка света и тепла зимой повышают потребность в витаминах
Будьте осторожны!
Многие родители думают, что витамины абсолютно безвредны и дети могут их есть горстями. Однако это может закончиться трагично.Чрезмерная доза любого, даже самого полезного витамина вызовет отравление.
Возьмите на заметку
Выбирайте витамины по совету педиатра, а не после просмотра очередного рекламного ролика.Обязательно удостоверьтесь, что доза препарата точно соответствует возрасту и весу вашего ребёнка.Внимательно следите за тем, как малыш принимает витамины.Как все другие лекарства, храните витамины в недоступном для ребёнка месте.
Все самое ценное и полезное для правильного роста и развития наши малыши получают с продуктами питания. В возрасте бурного роста питание особенно важно. Однако не все родители знают, что такое правильное питание. Длительное отсутствие в пище хотя бы одного из витаминов приводит к развитию заболеваний. При недостаточном поступлении витаминов повышается утомляемость, снижается работоспособность и сопротивляемость организма.
Все мы твердо знаем, что много витаминов находится в свежих овощах, фруктах, зелени, плодах, ягодах. Но только ли витамины растений жизненно необходимы для детей? Конечно, нет! В продуктах животного происхождения находятся так называемые жирорастворимые витамины. Именно о них и пойдет речь в данной консультации.
Витамин А
Существует в двух формах: ретинол и каротин, или провитамин А.
Где найти витамин А? Ретинол - только в животных продуктах (рыбий жир, печень, яйца, молоко). Источник каротина есть и в растительных продуктах (томатах, моркови, овощах, фруктах и ягодах желтого цвета). Перечисленные продукты лучше употреблять с маслом, сметаной или сливками. Из каротина в организме образуется ретинол. Тем не менее треть потребности в витамине А следует удовлетворять за счет продуктов животного происхождения.
- Чем ценен витамин А?
Сохраняет зрение, помогает в лечение его расстройств. Он повышает сопротивляемость организма к инфекциям дыхательных путей, а также сокращает длительность других заболеваний.Поддерживает хорошее состояние кожи и волос.Способствует росту и укреплению костей, здоровому состоянию зубов и десен.
- Чем угрожает нехватка витамина?
- сухость кожи, покраснения и шелушения
- повышенная восприимчивость к инфекциям
- покраснение глаз, ощущение жжения, нарушение сумеречного зрения.
Если вы включите в недельное меню ребенка свежие яйца всмятку, блюда из печени, шпината и моркови, прибегать к добавкам не придется. Не беда, если продукты ребенок будет получать не каждый день, организм обладает способностью создавать небольшие запасы витамина А, которых хватит еще не на один день.
Витамин D
Витамин D - кальциферол или “витамин солнца”.
Где найти витамин D?Солнечные лучи взаимодействуют с жировыми веществами на коже, способствуя образованию этого витамина, который затем всасывается внутрь.
Богаты кальциферолом и пищевые продукты (рыбий жир, сардины, сельдь, тунец, молоко).
- Чем ценен витамин D?
Помогает организму усваивать кальций и фосфор, необходимые для роста и укрепления костей и зубов.Действуя вместе с витаминами А и С, помогает в профилактике простудных заболеваний.
- Чем угрожает нехватка витамина D?
Развитием рахита. Среди его ранних признаков - раздражительность, нарушения сна, потливость кожи на затылке и поредение волос в этой области, разрушение зубов, как бы “размягчение” костей с искривлением ног.Лучшая профилактика рахита – дневные прогулки, солнечные ванны под тентом. Загрязненный воздух разрушает витамин D.
“Витамины в овощах и фруктах”.
Мы привыкли восприниматьеду как средство утоления голода.Но не надо забывать и о том, чтомногие продукты могут лечитьболезни. В первую очередь этоОбеспечьтеребенка здоровым питанием.организмвзрослого.Азначит, полезная еда не толькопридаст ребенку силы, но иорганизм витаминами и микроэлементами.
Это один из эффективных способоввернуть малышу хорошее самочувствие!Естественные антибиотики. Некоторые продукты можно назвать естественнымиантибиотиками. Лук, чеснок, сельдерей, морковь, яблоко, оливковое маслообладают мощным противовоспалительным действием. Мед хорош вместе смолоком или редькой.Продукты для нормализации пищеварения
.Отдельная группа лакомствпомогает нормализовать процесс пищеварения.Черника, банан, корица остановят у ребенка диарею. А кислые яблоки, сырая ивареная свекла, морковный и сливовый соки, наоборот, избавят от запора. Сколиками у ребенка справятся укроп и фенхель. Кормящей маме достаточнопонемногу пить отвар этих трав, чтобы застраховать грудничка от болезненныхПитание - портив стресса. Такие неприятности, как чрезмерное напряжениенервной системы и бессонница у ребенка, устранят антистрессовые продукты.Это макароны из твердых сортов пшеницы, каши, печенный в кожуре картофель.В список можно включить и твердые сыры (ребенку стоит попробовать их послегода). Там есть ценное вещество триптофан. Оно действует расслабляюще нанервную систему. Есть еще один важный нюанс, которым не стоит пренебрегать.Что бы вы ни готовили, делайте это с радостью и с хорошим настроением
Тогда каждая ложка еды принесет ребенку удовольствие и пользу.
СОН И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ
Сон - это одна из важнейших функций организма. Это не просто отдых организма, но и особое состояние, когда организм дает разрядку подсознанию в виде сновидений. Во время сна организм, освободившись от контроля и вмешательства сознания, получает возможность интегрировать все происходящее в нем, решить проблемы саморегуляции.
Известно, что в головном мозге есть центр сна. Это группа клеток мозга, которая регулирует циклы "сон" и "бодрствование".
Генетически у каждого этот цикл имеет индивидуальное выражение: у одних смена фазы происходит в 20-21 час, и тогда человек ("жаворонок") должен ложиться спать, в другом случае ("сова") - в 2-3 часа ночи. Если же человек - "жаворонок" продлевает свой день, то продуктивность его деятельности минимальна, а в поведении очевидны замедленность реакций, рассеянность, снижение активности мышления, эмоциональных реакций.
Встав в 5-6 утра, до 13 часов "жаворонок" очень деятелен. У человека-"совы", наоборот, к вечеру наблюдается творческий подъем, появляются идеи, хорошие мысли, никто не мешает. Зато утром вялость, медлительность, нет ни духовного, ни эмоционального подъема. И только к 11-13 часам он просыпается окончательно. Большинство людей лучше отдыхают, если засыпают около 22-23 часов. Можно приспособиться к режиму. Но если не позволять организму отдыхать так, как ему положено от природы, то это ведет к отрицательным проявлениям и может послужить причиной расстройства сна или других нарушений здоровья.
Длительность сна с возрастом постепенно сокращается: с 15-20 часов в первые 6 месяцев, 14-16 во второе полугодие 1-го года, 12-14 часов к 2 годам до 10 часов в сутки (с индивидуальными колебаниями в дошкольном возрасте). Сон оценивается по трем параметрам: засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокойное); характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный с дополнительными воздействиями); длительность сна (укороченный, длительный, соответствует возрасту).
Нарушения сна у детей могут быть следствием переедания перед сном или недостаточного насыщения, кишечной колики, болей в животе, связанных с состоянием желчного пузыря (дискинезия, камни), заболевания желудка (гастрит, язвенная болезнь), Helicobacter pylori -инфекция (у детей школьного возраста с рецидивирующими болями в животе выявляется у 40-70%), психогенных причин (страх расставания с матерью, стресс при первичном поступлении в дошкольное учреждение с последующей адаптацией, тяжелые впечатления от телевизионных передач, частые шумные скандалы в семье со взаимными оскорблениями взрослых членов семьи, недоброжелательное отношение к ребенку или коллективу детей со стороны персонала дошкольного учреждения. Сон тревожный, укороченный, если помещение душное, непроветренное.
Перед сном рекомендуется занимать детей спокойными играми, провести теплую гигиеническую процедуру, общую или местную (исходя из условий), сменить одежду, затенить окна. Правильнее укладывать спать вначале тех детей, которые делают это спокойно и, таким образом, являются примером для более капризных и возбудимых детей.
На 3 году жизни увеличивается работоспособность нервной системы, поэтому активное бодрствование удлиняется до шести с половиной часов, а суточное количество часов сна уменьшается до 12-13 часов. Дневной сон детей начала третьего года жизни и физически ослабленных детей более старшего возраста удлиняется до 3-3,5 часов.
Для обеспечения спокойного сна следует выполнять несколько правил.
1. Выполнение этих правил обеспечивает быстрое засыпание и спокойный сон. Гиперсомния наблюдается редко (при травмах, эпилепсии, мигрени), иногда она служит признаком хронической гипоксии у детей с избыточным весом. Ночные страхи и кошмары могут наблюдаться при неврозах, но бывают и проявлениями эпилепсии. Сноговорение и скрежет зубами во сне (бруксизм) часто наблюдаются у совершенно здоровых детей.
Глубина сна на его протяжении меняется. В нормативном состоянии человек просыпается один или несколько раз, тогда он может слышать шум, укрываться, поворачиваться, раскрываться. Есть период сна, когда человек не воспринимает сигналов ни извне, ни изнутри организма - ночной паралич (при переходе от сна к бодрствованию). В такой цикличности разных фаз сна заложено его целебное значение. Сон - это движение физиологических процессов, а не застывшее состояние.
Для нормализации сна необходимо устранить раздражители, организовать прогулки и закаливающие процедуры перед сном. Этого, как правило, бывает достаточно. В редких случаях приходится использовать успокаивающие настои, запахи седативных эфирных масел.
Правильно составленный режим может обеспечить здоровье, правильное развитие организма и высшей нервной деятельности детей, их хорошее самочувствие и активное поведение.
(Оформила медсестра я/с № 522 по материалам статьи "Сон и его организация", М.Н.Кузнецова).
КАК ПРАВИЛЬНО ПИТАТЬСЯ
Вы слышали когда-нибудь, как громко и требовательно кричат птенцы в гнезде, требуя пищи? Пернатые родители с утра до вечера только и делают, что кормят своих детей, а те просят еще и еще. С не меньшим воодушевлением поглощают пищу личинки насекомых, котята, щенята и все остальные растущие организмы. И только среди человеческих детенышей встречаются такие, которые сидят грустные и бледные, роняют слезы в тарелку и совершенно, ну ни капельки, не хотят есть.
Родители же, а часто и воспитатели в детском саду, стремятся скормить ребенку содержимое тарелки любыми способами: от мягкого “за маму, за папу, за бабушку…” до жесткого “пока все не съешь, из-за стола не выйдешь “. И если ненавистная каша и котлета все-таки съедены, мама с папой считают, что цель достигнута и все в порядке. А потом …
-Родители шестилетнего Андрюши пришли на консультацию в полном смятении,- рассказывает детский психолог, кандидат психологических наук Елена Анатольевна Смирнова.- Их сын недавно убежал из дома. Его быстро нашли и вернули, но мальчик огрызался, плакал и грозился сбежать снова. Потрясенные родители ничего не могли понять. Они клялись, что любят своего ребенка больше всего на свете, что были с ним добры, никогда не поднимали на него руки.…Но в ходе подробной беседы всплыла одна проблема – с малолетства у Андрюши был плохой аппетит и его заставляли есть.
Конечно, не все дети способны на открытый протест. Тихая, послушная девочка, которую тоже постоянно заставляли, есть, не убегала из дома сама, но это делали все персонажи ее игр. Потом она придумала сказочную страну, где бездомные дети-игрушки обретали новый дом и жили в нем совсем без взрослых .
Эту девочку заставляли есть на только дома, но и в детском саду, а потом в школе. Когда весь их первый класс на большой перемене строем шел в столовую завтракать, малышка начинала стучать зубами - от страха перед очередной “пыткой” едой. Окружающим казалось, что девочка просто замерзла, а она стыдилась кому-нибудь рассказать о том, что с ней происходит на самом деле.
Такое состояние врачи и психологи уже классифицируют как невроз. Нередко у детей, которых кормят сильно, наблюдаются и другие изменения поведения – они становятся не в меру упрямыми, агрессивными и плаксивыми.
Если вам случается насильно заставлять ребенка есть, то, читая эти строки, вы, вероятно, невольно начнете себя успокаивать: ну, у вас ведь совсем другая ситуация, с нашим ребенком такого случиться не может, ведь мы так любим его, желаем только добра….
-Увы! Даже если явных тревожных симптомов не заметно, насилие не может пройти бесследно для психики ребенка и его взаимоотношений с родителями, - утверждает Елена Анатольевна. Став старше, ребенок, скорее всего, простит маме и папе их чрезмерное рвение в вопросах питания. Но на подсознательном уровне он все равно будет помнить, что эти люди способны совершить насилие, не считаясь с его потребностями и чувствами. И по-настоящему близкие, доверительные отношения в такой семье построить будет очень тяжело.
Пользы для здоровья от кормления через силу тоже никакой. Исследования, проводившиеся в США (их результаты опубликованы в журнале Американского психологического общества), показали, что дети, которых кормят насильно, впоследствии значительно чаще страдают нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта щитовидной железы, не говоря уже о страхах и неврозах.
Но это еще не все. Если родители всегда решают за ребенка, когда ему нужно поесть, когда поспать, а когда потеплее одеться, не считаясь с его собственным мнением, у маленького человека плохо формируется способность осознавать и удовлетворять свои потребности. Даже став взрослым, он часто не может понять, чем хочет заниматься, чего ему не хватает для счастья. Способность к волевому регулированию своего поведения у таких людей тоже снижена.
Вообще-то человеческий организм-это саморегулирующаяся система, которая способна хорошо приспосабливаться к самым разным условиям. Одна из таких приспособительных реакций - снижение аппетита во время болезни, при сильном стрессе, при резкой смене обстановки, климата и т.п. Заставлять ребенка есть в такие моменты – значит наносить вред его здоровью, мешать организму приспособиться к трудной ситуации.
Получается, что и с психологической, и с медицинской точки зрения заставлять ребенка есть – вредно. Тогда почему же это так часто происходит? Что заставляет родителей идти против здравого смысла и научных рекомендаций?
Причин, по мнению Елены Анатольевны, несколько. Во – первых, очень живуч в нашем народе стереотип: ”Сытость, упитанность – это здоровье”.
Особенно у людей старшего поколения, переживших войну , разруху, голод. Во-вторых, большую роль играет традиционное для нашего уклада отношение к ребенку как к существу неразумному, не понимающему, что для него хорошо, а что – плохо.
Есть и другие моменты. Некоторые родители, подсознательно чувствуя, что не способны уделить своему ребенку достаточно внимания и ласки, невольно пытаются компенсировать это усиленной заботой о его питании.
Властные, авторитарные родители воспринимают отказ от еды как одну из форм непослушания, нарушения дисциплины и порядка.
Взрослые, которые считают важным поступать “как положено”, ‘как должно”, находятся под гнетом стереотипа: ”Ребенок должен питаться”. Им кажется, что в противном случае они плохо выполняют свои родительские обязанности.
Тревожные родители все время переживают, что с их ребенком что-то не в порядке – он слишком худой, слишком слабый, отстает в развитии и т.п. Стремясь как-то заглушить свою тревогу, они отчаянно пытаются создать иллюзию благополучия. Не надо забывать и о том, что в тоталитарном обществе, из которого все мы родом, насилие вообще считалось нормой. В частности, воспитателей в детском саду обязывали скормить каждому ребенку его порцию. Кстати, в европейских странах, где столь важное значение придают правам человека, насильственное кормление встречается намного реже. Там принято относиться к младшим, как к равноправным членам семьи. Ребенок, страдающий от насилия в семье, может даже подать на родителей в суд.
У нас другие традиции, другой менталитет. Но отношение к собственному ребенку как к несознательному, неразумному существу, не понимающему, что ему нужно, не самое лучшее, что мы можем ему дать.
- А были ли в вашей практике случаи, когда родители осознавали причины проблем и меняли свое поведение?– спрашиваю у Елены Анатольевны.
- Да, такое случается, хотя и нечасто, к сожалению. Одно время я консультировала семью, в которой единственного обожаемого сына пичкали едой многие годы. Постепенно очаровательный пухлый карапуз превратился в неуклюжего толстого подростка, который очень страдал от насмешек сверстников. Но родители, ничего не замечая, продолжали уговаривать его съесть еще один блинчик, еще одну котлетку. В 14 лет мальчик, осознав, что его довели до такого состояния собственные родители, вдруг возненавидел их, стал агрессивным, злым. Острота конфликта заставила родителей обратиться к психологу. После нескольких консультаций они в корне изменили свое поведение; иначе организовали питание в семье, помогли сыну сесть на диету и стали всячески поощрять занятия спортом. За несколько месяцев мальчик похудел, окреп, почувствовал себя полноценным человеком. Наладились и отношения в семье.
И еще одна история. У четырехлетней девочки из-за постоянного несильного кормления возникло неприятное нарушение – энкопарез( недержание кала )/.
Для мамы, придававшей исключительно важное значение чистоте и аккуратности, это было настоящей трагедией. После бесед с психологом мама осознала причину болезни ребенка и приняла решение изменить свой подход к питанию дочери. Но как же ей было трудно ! Как болезненно она переживала этот период! Предоставив дочери свободу за столом, мать сама заболела – перестала спать. Но случаи недержания становились все более редкими, пока полностью не прошли. Мамино самочувствие тоже постепенно пришло в норму.
- Не все родители имеют возможность в нужный момент обратиться к психологу. Как поступить тем, кто хочет отказаться от насильственного кормления, но не знает, с чего начать?
- Начать нужно c осознания причин. Без этого невозможно взять свое поведение под контроль разума. Надо помнить, что те причины, которые мы с вами назвали, могут в каждом конкретном случае встречаться по отдельности или в различных сочетаниях.
Затем нужно обсудить с ребенком его меню. Нет никакой необходимости заставлять его есть те блюда, которые вызывают отвращение. Любой продукт, даже самый полезный и питательный, можно заменить каким-нибудь другим. Среди полезных продуктов всегда можно найти вкусные, а среди вкусных – полезные.
А еще чадолюбивым, тревожным родителям надо осознать, что их ребенок совершенно точно не умрет от голода, если они перестанут заставлять его есть. И, конечно, приняв такое решение, нельзя от него отступить.
- Некоторые родители пытаются не кормить ребенка, пока он не попросит. А он не просит сутки, двое…. И они не выдерживают, снова заставляют его есть.
- Давайте еще раз вспомним: организм человека должен сам регулировать свои потребности в пище. Чем дольше ему отказывали в такой возможности, тем медленнее он восстанавливается. Но рано или поздно это все равно произойдет.
Помогает упорядочить питание режим дня. Не захотел есть в завтрак – не надо. До обеда – никаких перекусов. Не захотел обедать – ждем ужина. И совсем не обязательно ребенок, проголодавшись, съест сразу два или три блюда. Возможно, это будет только одно яблоко. Значит, организму в данный момент больше не требуется. Еда должна быть удовольствием. Нет ничего страшного в том, считает психолог, если маленькому ребенку за столом читают книжку или рассказывают сказку. Это лучше, чем стоять рядом с ремнем в руках. К тому же маленькие дети, которым свойственна повышенная подвижность, иногда просто не способны долго сидеть на одном месте. Чтение или рассказ помогают им успокоиться и сосредоточиться. Ну а если вам все равно трудно поверить в то, что ребенок сможет насытиться без вашего “руководства”, поговорите на эту тему с любой многодетной мамой. Скорее всего, она признается, что у нее едва хватает сил и времени, чтобы приготовить достаточное количество еды, а уж съедается все очень быстро и с удовольствием. Не потому, что ее дети какие-то другие. Просто маме некогда создавать из этого проблему.