Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Советы музыкального руководителя

Дата: 24 апреля 2020 в 17:31, Обновлено 10 сентября в 06:47

Музыкальные занятия в саду

Для осуществляется музыкальное развитие ваших детей;  что для этого делается в стенах учреждения дошкольного образования; какие созданы условия и как это выглядит изнутри.   

Но сначала   хотелось бы рассказать о том, как организована работа по музыкальному развитию.  

       Музыкальное воспитание в нашем учреждении осуществляется с раннего возраста, практически с первых дней пребывания ребенка в группе и до выпускного вечера  в старшей группе. В соответствии с расписанием, музыкальные занятия проводятся два раза в неделю. Кроме этого проводятся дополнительные групповые и подгрупповые, индивидуальные  занятия.

Основные задачи музыкального воспитания:

- развивать музыкальные и творческие способности детей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

- формировать начало музыкальной культуры, способствовать развитию общей духовной культуры.

Перечисленные задачи решаются через 4 вида музыкальной деятельности:  

- пение  - это  основной вид музыкальной деятельности в детском саду;

- музыкально - ритмические движения  - это различные упражнения, танцы, игры;

- слушание музыки – классической,  современной, народной;  

- элементарное музицирование

       С развитием музыкальных способностей у детей развиваются и специфичные для каждого вида деятельности  навыки и умения. Детство является периодом, наиболее благоприятным для становления музыкальных способностей, упущение которого невосполнимо. Музыкальные способности, как и любые другие, формируются и развиваются в деятельности.

    Наряду с собственно музыкальной работой, музыкальный руководитель, как педагог, проводит с детьми большую образовательную работу, направленную на их интеллектуальное и нравственное развитие. Эта работа, благодаря эмоциональной сущности музыки, оказывается подчас более эффективной, чем проводимое в других условиях прямое обучение и назидание.

ПРИОБЩЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ К БЕЛОРУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

 В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать в раннего детства. Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране ещё более возрос. Истинно художественной и естественной почвой для музыкального воспитания ребёнка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.

        Белорусский фольклор – душа белорусского искусства, белорусской музыки. Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Народная музыка органично вплеталась в человеческую жизнь с рождения и до смерти. Такой же органичной, естественной и необходимой должна стать музыка для ребёнка сегодня. Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Потому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство.

          Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком (детьми) эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Первое знакомство ребёнка с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе, в быту – это пение колыбельных, игр с пестованием. Народная музыка входит в быт ребёнка с раннего детства. Первой музыкой, которую слышит малыш, является песня матери – колыбельная. Именно они составляют его самые важные музыкальные впечатления. Как часто мама пела их нам. Интонация полна теплоты и нежности, умиротворения и спокойствия. Существует множество различных колыбельных.

        Благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т.д., ребёнок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно. Колыбельная – первая для детей музыкальная и поэтическая информация. Пение колыбельных песен ребёнку имеет большое значение в его музыкальном воспитанием, в развитии творческого мышления, памяти, становление уравновешенной психики. В народных колыбельных песнях к ребёнку часто обращаются по имени, и это очень важно для общения с ним.

       Дети, напевая, и качая в этот момент куклу, вспоминают и одновременно проживают состояние мамы в момент напевания колыбельной, ведь в ней самое главное – дитя (он сам), колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребёнка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. И это добро он старается передать сначала кукле Кате, а затем – всем окружающим. Плавность и мягкость колыбельной песни просто не позволяют быть грубым. Ребёнок, напевая, оперирует такими понятиями, как «свет», «добро», «красота», пропускает смысл через себя, проникается этим добром, светом и чистотой, верой в светлое будущее. А вот для того, что бы вызвать у ребёнка радость, двигательное возбуждение используются пестушки, значит, нянчить, растить, носить на руках. Пестушки поются естественно и просто, сохраняя натуральный тембр голоса, его теплоту.

Самый доступный вид музыкальной деятельности дома — пение.

Песни должны быть простые и понятные по содержанию, отражать окружающий мир. Это могут быть песни  про любимые игрушки. Петь следует неторопливо с хорошей дикцией. Можно вставить элементы звукоподражания, чтобы вызвать у ребёнка эмоциональный отклик.

    Важны колыбельные песни. Пойте детям перед сном, на любой удобный для вас мотив. Пусть дети  тоже выучат колыбельные и поют их своим куклам.

    Дети очень любят танцевать, энергия требует выхода. Темп, ритм, пульс нашей жизни находят своё воплощение в движении.

   Задача взрослого — объединить последовательность движений ребёнка в несложную композицию.

   Старайтесь использовать  народную или классическую музыку. Способности можно развить на разной музыке, но культуру только на классической.

   Важный раздел  музыкального  воспитание — слушание музыки. Время слушания — 1-2 минуты непрерывного звучания, лучше после завтрака, дневного сна или перед полдником. Заранее найдите пьесу, которую будете слушать. Музыка не должна звучать громко. Попросите домашних, чтобы было тихо: чтоб в комнату во время звучания никто не входил и не отвлекал малыша. Во время повторного прослушивания дети часто усаживают рядом с собой игрушки. 

ПАМЯТКА  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

1. Раннее появление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать их развитие как можно раньше. Время, упущенное в формировании интеллекта, творческих музыкальных способностей будет невосполнимо.

2. Путь развития музыкальности у каждого человека свой. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать. Не настаивайте, подождите более удобного момента. Не расстраивайтесь, если пение, на ваш взгляд, кажется далёким от совершенства а движения смешны и неуклюжи. Количественные накопления репертуара обязательно перейдут в качественные!!! Для этого только нужно время и терпение.

3. Заинтересуйте ребёнка музыкой. Дайте ему возможность узнать её и полюбить! В этом вам помогут детские музыкальные передачи, кассеты и диски с песенками из мультфильмов, концерты, которые вы посетите вместе со своим малышом. Очень полезно и интересно будет вам обоим пение детских песенок в режиме караоке. На этом фундаменте вырастет не только понимание музыки, но и не заставят себя долго ждать музыкальные способности ребёнка.

4. Не «приклеивайте» вашему ребёнку ярлык «немузыкальный», если вы ничего не сделали для того, чтобы развить его музыкальность!

Желаем вам удачи!

Рекомендации воспитателям от музыкального руководителя

на летне-оздоровительный период 

  • Создайте в группе фонотеку из записей классики, детских песенок, музыки из мультфильмов, плясовых, маршевых мелодий и др.
  • Музыку импровизационно-романтического характера и спокойную классическую музыку прослушивайте специально, включайте негромко при чтении сказок, сопровождайте ею рисование, лепку, процесс укладывания детей спать и др.
  • Организуйте групповой оркестр из детских музыкальных инструментов и сопровождайте подыгрыванием на них записи детских песен, различных танцевальных и маршевых мелодий.
  • Организуйте и поощряйте двигательные импровизации детей под музыку. Это развивает координированность и грациозность движений.
  • Пойте с детьми знакомые вам песни (не заглушая детского пения). Включайте музыку и знакомые песни в различные виды игр (сюжетно-ролевые, подвижные) и трудовой процесс.
  • Развивайте чувство ритма детей при помощи пальчиковой гимнастики, специальных дидактических игр и упражнений: «Похлопай как я» (воспитатель хлопает в ладоши, затем дети стараются точно повторить его хлопки), «Повтори имя» (ребёнок хлопает в ладоши по слогам своё имя, имена всех сидящих перед ним детей), проговаривать и прохлопывать небольшие стихотворения и др.
  • Бывая на прогулке, прислушивайтесь вместе с ребёнком к песенке ручейка, дождя, шуму листвы, пению птиц. Вокруг нас - звучащий мир, не упустите возможность познать его богатства для гармоничного развития детей.

Пусть музыка способствует обогащению жизни ребенка

яркими, эмоциональными впечатлениями!

ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ ПРАЗДНИКОВ

1. Приходить в зал без опоздания за 5-10 минут

    до начала назначенного времени.

2. Не забудьте взять с собой сменную обувь.

    В детском саду меняют обувь и дети и взрослые-

    из соображений общей чистоты и личной

    гигиены.

3. Нарядную одежду для детей следует приносить

    с утра, даже если праздник будет проводиться

    после обеда.

4. На празднике следует вести себя тихо, не

    разговаривать и не вмешиваться в процесс

    мероприятия.

5. Не забудьте отключить сотовые телефоны.

    Звонки ваших мобильных

    телефонов могут сбить с

    курса и детей, и педагогов.

БЛАГОДАРИМ ЗА ТЕРПЕНИЕ

И ПОНИМАНИЕ!

Растем и развиваемся с музыкой

Известно, что музыка играет большую роль в развитии детей. Ребенок познает мир глазами и ушами. Мир насыщен звуками (шум волн, шелест леса, журчание ручья и так далее), цветами, формами и запахами- это рациональное целое для познания.

Наблюдая за грудным ребенком мы отмечаем, какую радость испытывает ребенок от звуков, будь то голос матери или мелодия часов. Ведь музыка- это специфический язык.

Как и присуще любому языку, он полон смысла, интонацией; артикуляционными и грамматическими особенностями. Поэтому очень важно воодушевлять детей музыкой. Нужно научить детей познать мир музыкальными жизнеощущениями. Первые музыкальные впечатления должны быть светлыми, логичными и не агрессивными.

Ребенку важна мелодия, которую он сможет со временем попытаться повторить, то есть простые гармонии, приятные на слух. Идеально под все эти требования подходят произведения Моцарта, Шуберта, Гайдна т. е. классические произведения. Помимо этого, в фонотеке очень желательны произведения Вивальди и Чайковского.

К тому же дети явно неравнодушны к звукам человеческого голоса. Самый простой вариант - это купить "сборный" диск с популярными классическими ариями в исполнении таких звезд, как Хосе Каррерас, Монтсеррат Кабалье, Мария Каллас и др. Не отказывайте себе и ребенку в удовольствии послушать классический джаз!

 И последнее: ученые установили, что дети слушающие музыку менее агрессивны, более уверенны в себе и окружающе

РОЛЬ СЕМЬИ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Ещё древние знали, что музыкальное искусство обладает лечебным эффектом!

Есть такое человеческое качество – тонкость, эмоциональность души. Человек с тонкой, эмоциональной душой (натурой) не может забыть горя, страдания, несчастья другого человека, совесть заставит его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка. Если Вы хотите, чтобы сердце Вашего ребёнка стремилось к добру, красоте, человечности, попробуйте научить его любить и понимать музыку. Учите его, учитесь вместе с ним!

 Возможно, некоторые советы помогут Вам  и Вашему ребёнку войти в огромный и прекрасный мир большого музыкального искусства!

Прежде всего, помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое.

Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно постараться очень внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого её завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду! Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение, возможно, прежде никогда в жизни не испытанное. На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом за звуками ещё не выработан и внимание недостаточно дисциплинировано.

Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения.Слушание музыки позволяет познакомить детей со значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. Прислушиваясь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи. Определите, делают ли эти звуки исполнение музыки выразительнее. Это может быть вокальная музыка (для голоса) или инструментальная  (которая исполняется на различных музыкальных инструментах). Конечно, слушать вокальную музыку легче. Текст всегда подскажет, о чём хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться. В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становится менее интересной.

Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребёнка от общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех. Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов.

Каждый человек, родившись, получает от матушки - природы драгоценный и великий дар –особого качества музыкальный инструмент – ГОЛОС. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом. Обучать ребёнка пению лучше всего используя для этого свой собственный голос. Помните, что объем детского голоса невелик.

Голосовые связки у детей тонкие и хрупкие. Поэтому весь голосовой аппарат ребёнка требует очень осторожного и бережного обращения.

Пение - основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие.

Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов.

Вот несколько советов, которые могут оказать помощь вашему ребенку в овладении навыками выразительного пения.

Для того, чтобы подготовить ребенка к пению, используйте артикуляционную гимнастику, которая помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию. Очень полезны развивающие игры с голосом – подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу, голосам животных, звукам неживой природы. Звукоподражания очень выразительны, поэтому игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты. Можно использовать и ритмодекламации – чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме, основная цель которого заключается в развитии музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.

Содержание песен должно отражать круг интересов ребёнка.

Просмотрев текст, прочитайте его выразительно вслух и найдите сложные для понимания слова, словосочетания, фразы (обязательно в дальнейшем нужно объяснить их значение ребёнку).

Обратите внимание на протяженность музыкальных фраз. Помните, что темп дыхания у детей более частый в сравнении с дыханием взрослого. Продолжительность фраз, которая представляется нам естественной, может оказаться неудобной для детского исполнения. Фразы детских песен должны быть короткими, чтобы ребёнку не приходилось разрывать их в процессе пения для нового вдоха. Объем звуков мелодии песни не должен превышать возможностей певческого диапазона голоса ребенка.

У детей 6 -7 лет он составляет октаву, а именно 8 звуков. Ваше первоначальное исполнение песни должно быть ярким, выразительным.

Только при этом условии у ребёнка появится интерес и желание выучить песенку. Даже если песня очень понравилась и Вам, и ребёнку, определите, справится ли с ней ребёнок, соответствует ли она возможностям его голоса. И если песня не отвечает особенностям возраста Вашего ребёнка, пение её может принести большой вред. 

Самое главное в обучении пению – это не требовать от детей чёткого выполнения интонационных требований. Интонация будет развиваться со временем, параллельно музыкальному слуху. Чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, тем радостнее его новые встречи с музыкой.

«Музыка летом»

   Издавна музыка признавалась важным средством формирования личности человека, его духовного мира. Музыкальное развитие оказывает воздействие на общее развитие ребенка: формирует эмоциональную сферу, совершенствует мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

    В летний период – время отпусков. И дети чаще всего находятся вне детского сада. Здесь важна роль родителей для продолжения музыкального развития своего ребенка. Летом дети получают яркие впечатления, так как больше времени находятся на природе, на даче, на речке, путешествуя вместе

с родителями. Поэтому важно приобщать детей к музыкальному искусству. Дети чутко воспринимают музыку, эмоционально отзываются на нее.

     Важно научить ребенка слышать и слушать музыкальные произведения, полноценные в художественном отношении. Для этого надо сначала научиться слушать звуки природы: пение птиц, звучание ручейка, шелест листьев, звуки леса, стрекотание кузнечиков. А затем обращаться к музыке композиторов – классиков. Сейчас появился большой выбор музыкальных дисков для детей с произведениями классиков, специально с аранжированных для дошкольников. Это позволяет в доступной форме знакомить детей с выдающимися композиторами и удивительной по своему звучанию музыкой.

     Кроме того, ребенок должен проявлять свое творчество и в исполнительской деятельности, так как здесь ребенок учится согласовывать свои действия с характером звучания музыки, ее настроением, темпом, ритмом. И для этого желательно, чтобы дома у детей были какие – либо музыкальные или шумовые инструменты. Дети с удовольствием играют на деревянных ложках, погремушках, бубнах, колокольчиках, детских синтезаторах, металлофонах, дудочках, свистульках. Эта игра на инструментах дает детям возможность проявить свои творческие способности, развивать чувство ритма, музыкальный слух, умение различать звуки по высоте и тембру.

   Музыкально развиваться помогают: инсценирование

 р. н. песен и игры – забавы с пением и движениями, например:

   «Сорока - белобока», «По кочкам, по кочкам», «Жили у бабуси», «Мы едем, едем, едем». Эти игры помогают развитию коммуникативности, способствуют тесному взаимодействию ребенка и родителя на тактильном уровне, а также певческому развитию детей.

   Для того, чтобы ребенок научился красиво петь, необходимо с раннего возраста петь ему, как можно больше любых песен: колыбельные, попевки, прибаутки, например: «Ладушки», «Андрей - воробей», «Петушок», «Дождик, дождик, пуще», «Дин – дон, загорелся Кошкин дом», или знакомые родителям песни.

   Встреча с любимой песней, игрой – это особый праздник для детей. Постарайтесь наполнить ими каждый день вашего малыша и тогда он будет расти музыкальным и эмоционально развитым.

Рекомендации родителям от музыкального руководителя

1. Не раздражайтесь, когда ребёнок пытается играть на каком-либо инструменте, а наоборот, стремитесь к тому, чтобы это заинтересовало его.

 2. Обратите внимание на самостоятельную музыкальную деятельность вашего ребёнка.

 3. Покупайте музыкальные инструменты и игрушки, играйте на них сами, играйте вместе с детьми.

4. Водите ребёнка в театр, на концерты, особенно на те, в которых участвуют дети.

5. Следите за тем, чтобы ваш ребёнок почаще слушал и смотрел детские музыкальные теле-и-радиопередачи.

 6. Пошлите заявку на радио или телевидение с просьбой исполнить любимое произведение вашего ребёнка.

 7. Накапливайте детскую фонотеку.

8. По возможности старайтесь знакомить детей с композиторами.

 9. Музицируйте дома с детьми (пойте, играйте на музыкальных инструментах, танцуйте) .

10. Предлагайте детям разнообразную музыку.

 11. Отдайте ребёнка в музыкальный кружок или на занятия в музыкальную школу (по возможности) .

 12. Обсуждайте с детьми просмотренные спектакли, концерты.

 13. Помогите придумать ребёнку музыкальную сказку, сценку.

 14. Интересуйтесь тем, что узнал нового ребёнок на музыкальном занятии в детском саду.

15. Обязательно присутствуйте и по возможности участвуйте в утренниках и на вечерах развлечений в детском саду.

 16. Бывая на природе, обращайте внимание ребёнка на «звуки музыки» вокруг нас (музыку природы) .

17. После концерта или спектакля побуждайте ребёнка к передаче впечатлений в рисунке, рассказе и других формах.

 Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Музыка как жизнь, а жизнь как музыка».

Во всём мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребёнка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. А именно этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребёнка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развивать у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение.

 Музыка благотворно влияет в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. С положительными эмоциями дети лучше и быстрее усваивают разнообразный материал, познают окружающий мир, развиваются физически, умственно, незаметно учатся говорить правильно.

 Родители должны знать методы и приёмы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный интерес.

Музыкальность - это комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности.

                                      Слушать, чтобы слышать!

                                                      Мы танцуем и поем – вместе весело живем!

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на  общее  развитие   малыша: формируется   эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Очень важно, чтобы  уже  в   раннем  возрасте  рядом  с  ребенком оказался взрослый, который  смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития воспитания ребенка раннего возраста,  в  том  числе  и  музыкального, создаются в семье. Это зависит от врожденных музыкальных задатков, образа жизни семьи, ее традиций,  отношения  к   музыке   и   музыкальной   деятельности,  от  общей культуры…

    Первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки. Этот вид деятельности доступен ребенку с момента рождения. Колыбельная песня матери — первое  знакомство с музыкой. Отсутствие музыкальных впечатлений делает невозможным усвоение музыкального языка.

  Младенец  рождается  с  практически неразвитым   зрительным  анализатором, но он уже способен различать многие звуки  и  необычайно  чутко  реагировать на них.  Первые реакции на звуки довольно примитивны: вздрагивание, моргание, плач, замирание. Постепенно развивается внимание к звуку, способность к локализации источника звука. Значительно медленнее развивается у детей звуковысотный слух.

   Чувство ритма заложено в каждом ребенке, но чувству музыки  можно и обучить. Нужно слушать вместе с ребенком любую музыку, а также детские и колыбельные песенки. Следует поощрять в  нем желание танцевать, маршировать, прихлопывать в ладоши, поощрять также желание играть на музыкальных инструментах. Первым   инструментом  может   быть   один   из ударных, а таковым может  служить   все, начиная от сковородки и заканчивая бубном.

   С.Лупан в своей книге «Поверь в свое дитя» призывает родителей: «Пойте!»   Если родители стесняются своего пения, лучше делать это только в присутствии малыша. Следует петь детские песни, для того чтобы ребенок усвоил  серию простых мелодий и научился их воспроизводить, нужно петь и «взрослые» песни.

   Дети могут чувствовать музыку ничуть не хуже взрослых. Правда, им не будут понятны все слова. Но ведь взрослые, слушая иностранную музыку, тоже не понимают слов.

   С.Лупан рекомендует родителям приобрести для двухлетнего ребенка - магнитофон или плеер.  Это даст возможность малышу самому слушать музыку.

   Нужно записывать на кассеты, диски  разную музыку (хорошего  качества), называть имена исполнителей, обращать внимание ребенка  на красоту человеческого голоса, его неповторимость.

 

Для музыкального развития в семье используют следующие педагогические методы: 

v     Наглядно-слуховой метод — основной.

Если ребенок растет в семье,  где звучит не только развлекательная, но и классическая и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.

v     Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. Он предполагает показ детям книг с репродукциями картин, знакомство  малышей с народными традициями, обрядами.

v     Словесный метод тоже важен. Краткие беседы о музыке, реплики-взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие. Во время слушания взрослый может обратить  внимание ребенка на смену настроений, на изменения  в  звучании.

v     Практический метод (обучение игре на детских музыкальных инструментах, пению  музыкально- ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества. 

Советы родителям 

1. Пусть в вашем доме царит дух любви и уважения к музыке.

2. Постигайте музыку вместе с ребенком, удивляйтесь, огорчайтесь, радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит.

3. Пусть музыка будет желанным и почетным гостем в вашем доме.

4. Пусть у ребенка будет много звучащих игрушек: барабанчиков, дудочек, металлофонов. Из них можно организовать семейные оркестры, поощрять «игру в музыку».

5. Приучайте детей к внимательному слушанию музыки, просто так  включенный телевизор – враг музыкального воспитания. Музыка воздействует только в том случае если ее слушать.

6. Отнеситесь к музыкальной стороне развития своего ребенка со всей серьезностью, и вы обнаружите, что добились очень многого во всем, что связано с его правильным воспитанием.

7. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.

8. Не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать. Или если и возникают подобные желания, то пение на ваш взгляд, кажется далеко от совершенства, а движения смешны и неуклюжи.

 Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

9. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.

10. Не прикрепляйте вашему ребенку ярлык «немузыкальный», если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

«Ритм в музыкальном развитии детей»

Вместе с развитием музыкальных способностей детей мы уделяем самое серьезное внимание ритмическому воспитанию. Но прежде чем излагать некоторые соображения по этому вопросу, давайте, определим природу ритма.

Исследователи делают акцент на том, что ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в основе своей движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело. Еще одно важное наблюдение касается того, что в основе чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.

То есть,  не менее важна эмоциональная природа ритма. В самом деле, использование обеих категорий в системе музыкального развития детей дает исключительно положительный результат.

Для того чтобы ребенок действительно проникся чувством ритма все нужно начинать с простых движений под музыку (ходьба, бег, прыжки). Основная задача на этом этапе – добиться у ребенка быстрой реакции.

Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки. Часто к этому добавляется звучащий жест (хлопки, шлепки по коленям, притопы и т.д.). Также много ритмической работы ведется в музицировании на музыкальных инструментах. Постепенно ритмические формулы усложняются. Они становятся более длительными, вводится прерванный ритм, синкопа.

Ритмические композиции составляются вместе с разнообразными движениями (имитационными, танцевальными, общеразвивающими). Они позволяют выразить различные эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Интерпретируя музыку, ребенок приобретает опыт творческого переосмысления музыки. Именно этот опыт позволит ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды творческой деятельности.

Ритм присутствует в нашей жизни всюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требуют развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.

В возрасте 2-3 лет наиболее оптимально будет обратить внимание малыша на ознакомление с музыкальными инструментами. Барабан, можно быть уверенным, будет воспринят на "ура". Предложите юному ударнику хлопнуть по барабану ладошкой, потом постучать пальчиком, поверхность можно погладить. Палочки пока стоит отложить в сторону во избежание травматизма.

Затем предлагаем бубен - по сути, усложненный вариант барабана - можно и бить, и звенеть. Покажите малышу, как можно аккомпанировать любым мелодиям. Вариантов аккомпанемента множество. Самый простой - удары на сильную долю - места, которые звучат более сильно и четко. Например, "В траве сидел кузнечик, совсем как огуречик" и дрожание бубенчиков на протяжные гласные. На этих музыкальных инструментах лучше всего показать, что такое темп и ритм. Малыши хорошо воспринимают ассоциацию с шагами. Топ... Топ... Топ... (делаем паузы в 2-3 секунды). Топ-топ-топ побежали (быстро). Теперь также пальчиками по барабану/бубну. Проверьте, понял ли вас малыш, слушая детские песенки. Немаловажно то, что прослушивание детских песенок инициирует певческую активность малыша, способствует развитию речи, обогащает пассивный словарь.

А теперь - ложки. Их даже покупать не надо. Наверное, найдется в хозяйстве пара деревянных ложек. Сложите их тыльными сторонами, скрепите концы для удобства резинкой. Детям не так просто правильно взять ложки, куда привычнее схватить покрепче, как погремушку. Потребуется добиться некоторой расслабленности, звучание ложек традиционно сочетается с народными песнями и попевками, но подойдет и практически любая ритмичная мелодия ("Танец маленьких утят", "Антошка", "Кабы не было зимы"). Показывайте свой восторг при любых проявлениях интереса ребёнка к инструментальному музицированию. Хвалите малыша, просите "помочь маме поиграть" - и вы испытаете много радостных мгновений от совместного творчества.

КАК СЛУШАТЬ МУЗЫКУ С РЕБЁНКОМ?
Как долго?
Внимание ребенка 3-4 лет к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течении 1-2,5 минут, а с небольшими перерывами в звучании между пьесами – в течении 5-7 минут. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его физического состояния.
Как?
Заранее приготовьте магнитофон и кассету. Найдите на кассете пьесу, которую будете слушать. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко! Предупредите членов семьи, чтобы было тихо и чтобы в комнату во время звучания музыки не входили. Пригласите ребенка слушать музыку, можно позвать также и кого-то из членов семьи. И дети, и взрослые слушают музыку сидя.
Когда?
Выберите удобное для ребенка и взрослого время в течение дня (когда ребенок не увлечен игрой, не возбужден приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше всего – после завтрака или дневного сна.
Вторая кассета для детей составляется из песен, которые они поют на музыкальных занятиях. Если сделать запись в середине января, получится 6-7 песен. Одну и ту же песню запишите дважды: первый раз в исполнении только музыкального руководителя или вместе с детьми, второй раз – запись «минус один», т.е. только музыкальный аккомпанемент. Таким образом, ребенок получает возможность послушать песню и петь так, как ему захочется: в ансамбле (первый вариант), либо самостоятельно (второй вариант).
Необходимо, чтобы взрослые терпеливо и бережно поддерживали интересы ребенка к «его кассетам».
Слушать записи песен и подпевать ребенок может стоя, сидя, играя. Родители говорят, что дети, подпевая, часто усаживают в ряд свои игрушки (кукол, мишек) или рассматривают книги.
В начале апреля на кассеты записывают песни, которые дети пели с января. Родителям надо сохранять эти записи, не стирать их. Дети и в следующем году часто просят послушать свои песни.
Родители на детских утренниках – не только гости, но и участники. Дети приглашают их на парную пляску, вместе с ребятами они поют песни, участвуют в играх, а весной уже можно ставить маленькие инсценировки с участием не только ребенка, но и его родителей. В этом случае музыкальный руководитель уже проводит индивидуальные репетиции отдельно с каждым из родителей в удобное для него время, причем в отсутствие детей. Взрослых необходимо научить читать выразительно текст, разыгрывать сценку.

ДОМАШНЕЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ С ДЕТЬМИ 2 - 4 ЛЕТ

Насколько важно заниматься пением?

- Пение развивает музыкальный слух, чувство ритма, память ребёнка, позволяет малышу выразить чувства, объединяет ребёнка и взрослого общим настроением, помогает глубже воспринимать музыку. Кроме этого, пение является прекрасной формой дыхательной гимнастики, укрепляет голосовой аппарат и способствует правильному произношению. При регулярном разучивании песенок дети подпевают лёгкие песенки в двух - трёхлетнем возрасте, а к пяти годам будут помнить - узнавать и подпевать - около 50 песенок.

- Могут ли родители помочь малышу петь чисто?

- Сначала взрослый должен выучить песенку сам. Надо пропеть несколько раз под фонограмму, затем пропеть следом за записью по Фразам, останавливая кассету в конце каждой фразы. Желательно, чтобы взрослый проиграл несколько раз эту песенку на синтезаторе или другом инструменте, пропевая мелодию нотами, потом словами. Разучивать песенку можно в присутствии ребёнка.
За несколько дней до разучивания песенки с ребёнком взрослый знакомит малыша с ней, напевая её как бы для себя, используя для продления подвижной игры, рассказывая сказку. Песенки разучиваются в порядке возрастающей трудности, с учётом желания ребёнка.
Во время разучивания песенки взрослому следует сидеть на низком стуле напротив ребёнка так, чтобы лица были на одной высоте. Ребёнок может сидеть или стоять (в этом положении петь легче, голос лучше звучит). Чтобы малыш чувствовал себя уверенно, свободно, дайте ему в руки куклу или игрушку, возьмите за руку.
Очень важно, чтобы ребёнок чисто спел первый звук песенки. Можно сначала попеть один слог на этом первом звуке. Пение на один слог особенно важно для плохо говорящих детей, но и для детей постарше оно очень полезно. Удобно петь на слоги: "ма", "му", "ду", "ля", "та" и др. После нескольких попыток ребёнок обычно подстраивается голосом к первому звуку. Если ребёнок не может подстроиться голосом к ноте, подскажите, что надо петь "тоньше" или "толще", сыграйте эту ноту на инструменте, покажите, как спел он, а затем - как надо спеть. Важно помочь ребёнку лучше слышать свой голос. Предложите ему несколько заданий.
1. Петь, закрыв одно или оба уха ладонями.
2. Петь с закрытым ртом.
3. Петь в микрофон, чтобы слышать свой голос из динамика.

Хорошей подготовкой к пению будет разучивание текста тоненьким, "кукольным" голосом, а также звукоподражание: писк цыплят, мяуканье котят и т.п. Разучивая песенку, взрослый должен показывать, как надо петь. Взрослый должен петь очень медленно, отделяя один слог от другого, и подсказывать малышу: "Пой тоньше, как куколка" или "Пой толстым голоском".

- Как часто надо петь с детьми? - Пением песенок следует заниматься ежедневно, но непродолжительное время, не утомляя ребёнка. Успех приходит в результате систематических упражнений. С детьми следует проводить игры, в которых дети поют уже разученные песенки. Особенно активно ребёнок поёт в том случае, когда после определённых слов песенки кукла или игрушка "выполняет" какие-либо действия, например, появляется и убегает зайка ("В огороде заинька"), кукла ложится спать ("Гули - гули"), цыплята клюют зёрнышки ("Цыплята") и т.п..
Ваш искренний интерес к музыке, пению обязательно передастся и вашему малышу. Совместное домашнее музицирование доставит вам минуты радости, а музыкальные успехи и творческие достижения вашего малыша будут для вас заслуженной наградой.

Художественное  и  эстетическое развитие

Образовательная область: искусство

Цель: Приобщение детей к миру искусства.

Задачи:

  • обогащать детей эстетическими впечатлениями путем создания гармоничной бытовой обстановки (интерьер, игрушки, предметы быта и т.п.);
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • накапливать первоначальный опыт эстетического восприятия;
  • обеспечивать художественное развитие средствами изобразительного искусства, музыки, художественной литературы.

От рождения до 3 месяцев

  • Обогащать детей эстетическими впечатлениями.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость на доступные детям произведения искусства.
  • Создавать условия для слушания музыки и произведений художественной литературы.

От 3 до 6 месяцев

  • Создавать условия для получения ребенком радости от встречи с прекрасным (музыкой, пением, пляской, музыкальной игрой,  произведениями изобразительного искусства и художественной литературы).
  • Предоставлять возможность ребенку слушать различные музыкальные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства.
  • Развивать умение следить за перемещением звучащего музыкального инструмента, прислушиваться и отыскивать взглядом источник звука.

От 6 до 9 месяцев

  • Развивать слуховое внимание, способность прислушиваться к музыке.
  • Содействовать проявлению эмоционального реагирования на доступные детям произведения искусства, выполнению ритмичных движений под веселую музыку.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость на доступные детям произведения искусства.

От 9 до 12 месяцев

  • Развивать устойчивость слухового внимания, способности прислушиваться к музыке, слушать ее.
  • Содействовать запоминанию движений, связанных с музыкой; проявлению эмоциональной отзывчивости на игровые действия, на музыку плясового характера.
  • Побуждать ребенка к проявлению элементарной активности в пении.
  • Предоставлять возможность слушать музыкальные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства.
  • Создавать условия для слушания пения взрослого, классической и инструментальной музыки, произведений художественной литературы.

Музыкальный репертуар для детей первого года жизни: колыбельные, рус. и бел. народные мелодии, контрастные по характеру произведения (колыбельная «Баю-бай» М. Красева, русская народная плясовая мелодия «Из-под дуба»; песни и попевки контрастные по звучанию с несложным текстом, отображающим простой сюжет, который можно игровыми действиями инсценировать с игрушкой: спокойные и подвижные «Ах ты, береза», «Котя, котенька, коток», «Из-под дуба», «Утушка луговая», песенка «Птичка» (музыка М. Раухвергера, слова А. Барто), «Маленькая кадриль» (музыка М. Раухвергера); игровые считалочки: «Идет коза рогатая», «Сорока-сорока», песенки об отдельных персонажах («Петушок», «Кошка», «Собачка»), песенки для музыкально-ритмических движений («Мы большие», «Маленькие ладошки», «Веселые ножки») и др.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.